25 апреля 2024, ЧТ, 13:19
10 декабря 2020 Общество

«Семейный подряд» Прокаевых: мама-кондуктор и сын-водитель

фото:Пенза-Взгляд

Двадцать лет в Пензе услуги по перевозке пассажиров обеспечивает компания «Дилижанс». Мы привыкли к тому, что автобусы и маршрутки стали доступными и востребованными.

«Пенза-Взгляд» продолжает свой рассказ о людях, которые работают на одном из крупных транспортных предприятий областного центра.

Сегодня наше повествование об одном из экипажей автобуса большой вместимости, работающем на маршруте №70. Что такое семейный подряд? Если обратиться к справочной литературе, то это одна из разновидностей коллективного труда, в которой подрядчиком выступает семья. Мы познакомились с семьей, которая уже семь лет успешно трудится на одном автобусе - за рулем сын, Анатолий Юрьевич, в салоне автобуса мама, Юлия Павловна.

Юлия Прокаева после получения специальности «контролер-кассир» начала работать в одной из союзных республик в 1989 году - продавцом в магазине продовольственных товаров. Но, как многим в это переломное для страны и ее граждан время, потом пришлось кардинально менять не только место работы, но и место жительства.

«В Пензу переехали из Киргизии. Так было надо. Новое место. Конечно, нужна была работа, чтобы выжить. Устроиться куда-то без связей в период кризиса и безработицы конца 90-х было сложно. Узнала, что есть транспортное предприятие, тогда еще небольшое, но можно пойти кондуктором, специального образования не требовали. Решила пробовать. И вот с 2001 года я работаю кондуктором в автобусе. Да, рабочий день начинается рано, а заканчивается почти в полночь. Но к такому режиму я уже привыкла. Общению с клиентами и умению считать выручку научилась, еще работая в магазине. Каждый день – это новые впечатления, которые дарят пассажиры. К сожалению, случаются не всегда положительные моменты, но я люблю общение с людьми. А здесь, если поработать, так много интересных личностей! Считаю, что добро возвращается и надо его делать. Недавно случай был: на конечной зашла девочка-студентка, наш постоянный утренний пассажир, первый курс, скорее всего. Подхожу к ней, она замялась, в карманах и в сумочке поискала что-то и к выходу. А я знаю, что ей ехать еще далековато до института, остановила, спрашиваю: «Что-то случилось, это не ваша остановка?» Она чуть не в слезы - деньги забыла.  Что, выгонять? Ребенок еще, на улице мороз, да и пока пробегает от остановки до дома и обратно, на учебу опоздает. Нет! Не выгнала, успокоила, усадила ее, благо салон полупустой еще был. Сказала, во сколько мы поедем по графику во второй половине дня мимо института, чтобы она могла с нами домой вернуться. Но она добиралась на чем-то другом, может по времени не получилось. На следующий день пыталась оплатить две поездки, но я отказалась. Просто помогла. Такая ситуация может быть с каждым. А вот отношение к работающим людям стало неуважительным, как при царе к прислуге. Может, это и грубо звучит, но такова горькая правда нашего времени. И, в основном, старшее поколение позволяет себе такое.  Мы не требуем от пассажиров ничего, просим соблюдать правила. Кондуктор должен быть вежливым и корректным по отношению к пассажирам: кроме приема своевременной оплаты за проезд, давать им разъяснения, оказывать содействие при посадке в автобус, мы все эти требования соблюдаем. Особое внимание я уделяю детям, инвалидам и пожилым людям. Коллегам желаю здоровья и терпения, пассажирам - здоровья и хорошего настроения. В свободное время люблю читать книги, очень много читаю и, чтобы расслабиться, вяжу мелочи - носочки, варежки. Я понимала и видела изнутри все сложности работы на автобусе. Конечно, для сына хотела более легкой судьбы, но это его выбор, и я постаралась его поддержать. Все время вместе, сработались, но дома стараемся не обсуждать рабочие будни». 

Анатолий всегда хотел работать на общественном транспорте и его никогда не смущали сложности профессии. Сейчас он один из самых молодых и перспективных водителей на предприятии, который уже семь лет работает на маршрутах города.

На вопрос, почему выбрал такую профессию, ответил: «Хотел этого с маленького возраста, это моя страсть, моя главная мечта. После окончания учебы в школе думал, куда идти учиться, но все было не мое, не по душе, бросал все. Как только совершеннолетия достиг, отучился, сдал на все категории, получил права, успешно закончил курсы и думал, что я, такой деловой, с бумагами появлюсь, и меня сразу за руль автобуса посадят, но нет. Оказалось, не так все просто. Опыта вождения не было многолетнего, говорили, что молодой слишком. Переживал, расстраивался, даже злился, но от мечты не отказался. Мама, конечно, пыталась направить в другое русло, но поняла меня и помогла. Пришлось ждать, набираться опыта вождения. Я не сдавался, но не понимал, почему водитель обязательно должен быть почти пенсионером по возрасту - таких охотнее принимали, но мне встретился человек, которому понравилась моя настойчивость, он поверил в меня и взял на работу. Мама все это время переживала, хотела, чтобы образование получил и на работу престижную попал. Но она молодец, поняла - когда появилась возможность устроиться водителем, поддержала, мы стали работать одним экипажем. Взаимопонимание есть, а это половина успеха в работе команды. Люблю движение, ритм жизни за рулем, дорогу.  Конечно, сложно рано вставать, нагрузка большая, на друзей и личную жизнь времени не остается почти, но я доволен. Горжусь тем, что сумел реализовать мечту. Да, я не стану большим руководителем или миллионером, как хотят другие, но у меня есть любимая работа и стабильный доход. Осталось семью создать. Я за рулем и общаюсь исключительно с дорогой, а с людьми общается кондуктор, мама, ей достается все - и положительные эмоции и отрицательные, пассажиры очень разные. Переживаю, когда слышу и вижу, что в салоне происходит что-то, особенно когда пьяные начинают дебоширить, но мама стойко справляется и выдерживает все это, старается конфликт погасить. Многие пассажиры в таких ситуациях на стороне кондуктора, помогают. Спасибо таким людям. Может быть, в силу возраста, но я пока не научился, как мои старшие коллеги, рано вставать без будильника, и дежурства не очень люблю. Но работаю в удовольствие».

Анатолий, по профессиональным меркам, имеет небольшой стаж, но за это время заслужил уважение у руководства и старших коллег, был награжден Благодарностью Управления транспорта и связи города Пензы.

P.S. Опережая замечания читателей, сообщим, что медицинские маски героев материала, чтобы сделать фотографии, мы попросили снять.