Пандемия COVID-19 нанесла существенный урон многим отраслям экономики. Одним из серьезно пострадавших секторов экономики стал автомобильный рынок.

По прогнозу Открытие Research - Аналитического управления банка «Открытие», в 2020 году падение продаж легковых автомобилей составит не менее 15% - до 1 490 000 единиц, с дальнейшим плавным восстановлением до 1 600 000 автомобилей в 2021-2022 годах.

За 10 месяцев 2020 года продажи легковых автомобилей упали на 12,1%. Объем продаж новых автомобилей составил около 1 189 000 единиц: для сравнения, в 2019 году примерно столько же было продано на 2 месяца раньше, в середине сентября. Такие данные содержатся в обзоре Открытие Research.

Текущий год, по прогнозу Открытие Research, должен стать для автопроизводителей и автодилеров переломным. Ожидаемая стагнация рынка и снижение спроса, при которых производители вынуждены были перекладывать свои издержки на потребителей, привела к изменению ценовой политики многих брендов. При этом рост цен на автомобили из-за ослабления рубля по отношению к иностранным валютам и повышения утилизационного сбора отразился на спросе со стороны клиентов. Ажиотажный спрос на новые автомобили (особенно премиальные марки) в конце февраля - середине марта прошел пик и резко пошел на спад, поток людей в автосалонах снизился на 40-50% на фоне ограничительных мер по борьбе с коронавирусом. Многие бренды в марте показали двузначный рост, а к концу месяца продажи были практически остановлены.

Обвальное падение в апреле – на 72,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вызванное осложнением логистики, приостановкой деятельности автопроизводителей, закрытием дилерских центров, нанесло серьезный удар по автомобильной отрасли.

После снятия карантинных ограничений в мае и начала восстановления российского авторынка в июне 2020 года, июль стал первым месяцем с заметным ростом продаж год к году - на 6,8%. Это обусловлено отложенным спросом предыдущих месяцев приостановки деятельности, ослаблением рубля и государственными мерами поддержки.

Не последнюю роль в оживлении рынка сыграли отложенный спрос и меры государственной поддержки автомобильной отрасли. Минпромторг выделил в 2020 году 5 миллиардов рублей для покупки более 50 тысяч новых автомобилей, а в конце апреля 2020 года увеличил финансирование программ льготного автокредитования до 10,5 миллиарда рублей. Президент России поручил организовать закупки автомобильной техники для органов власти, ранее запланированные на 2021-2022 годы, и направить 15,5 миллиарда рублей на программы поддержки спроса.

По оценкам Открытие Research, автоконцерны, локализовавшие производство автомобилей на территории России, находятся в более стабильном положении по сравнению с импортерами. Сборка машин на российской территории позволяет снижать влияние скачков валютных курсов на конечную стоимость автомобилей, а также минимизировать потери от увеличения сроков поставок части комплектующих на заводы.