В год двадцатилетия «Дилижанса» - предприятия, оказывающего населению города услуги пассажирских перевозок, мы продолжаем рассказывать о людях, которые выбрали своим местом работы эту компанию.

Мы уже познакомили наших читателей с водителями, медсестрой и специалистом по охране труда, а теперь расскажем об успешном трудовом тандеме, работающем на автобусном маршруте № 66.

Начнем повествование с прекрасной половины этого мини-коллектива - кондуктора. Если водитель чаще всего остается для пассажиров «за кадром», то кондуктор - это лицо автобуса, человек, который встречает и сопровождает нас при каждой поездке. Но много ли мы знаем о кондукторах?

Маргарита Безрукова не представляла, что жизнь сложится подобным образом. После окончания медицинского училища по специальности «фармацевт» свою трудовую деятельность в должности лаборанта она начала в Пензенской психиатрической больнице в 1988 году. В 2000 году продолжила работу по лабораторной диагностике, но уже в военном госпитале. После реорганизации войсковой части в 2005-м попала под сокращение. Вот тут пришлось принимать решение и кардинально менять жизнь. Супруг на тот момент работал водителем автобуса в «Дилижансе» и предложил Маргарите попробовать себя кондуктором.

«После сокращения посидела дома, взвесила все «за» и «против», как говорится, и решилась. Вот так я попала в «Дилижанс» и стала кондуктором. Не думаю, что среди кондукторов есть люди с каким-то специальным образованием, многие пришли сюда, потому что работать в те годы было негде: организации закрывали, увольняли сотрудников по сокращению штата, а тут новое предприятие, да еще и растущее на перспективу.  Привлекла стабильность и достойный доход. Работа сложная, остаются только стойкие. Главное - иметь стальные нервы и сохранять улыбку, ведь основное в работе это культура обслуживания пассажиров. Кажется, что романтика, а на деле - напряженный труд, физический и психологический. Работа постоянно на ногах, в постоянном движении, зимой прохладно, летом бывает душно, но организм к нагрузкам привык, а работа в психиатрической больнице закалила и научила лучше понимать и чувствовать людей. Мне не пришлось особо перестраиваться под новый режим. Во время дежурств в больнице так же приходилось рано вставать, да и нагрузки у медиков тоже немаленькие, а уж опыт общения с людьми колоссальный», - рассуждает о преимуществах и недостатках работы Маргарита Безрукова.

Кондуктор - это специальность, которую вряд ли выбирают по призванию, но в этой работе есть свои плюсы. И главный из них - это общение! Профессия не предполагает карьерного роста, но требует постоянного личностного развития. Кроме знаний правил безопасности в движущемся транспортном средстве, правил эвакуации в случае аварии, оказания первой медицинской помощи, правил использования специализированной техники (например, валидаторов), необходимо уметь быстро считать в уме и бухгалтерские навыки в конце смены, а также способность вежливо и спокойно общаться со всеми пассажирами.

«Бывают разные пассажиры: и агрессивные и пьяные, но очень хорошо, что таких мало, больше приятных людей. Есть постоянные пассажиры, знаешь уже где кто заходит и выходит - с такими здороваемся, узнаем новости из их рассказов, общаемся. За годы выработала выдержку и сдержанность, работа очень дисциплинирует. Есть и приятные моменты. Недавно один из пассажиров подарил мне красивый букет, у него был день рождения, и он захотел мне поднять настроение. Смутилась, но это было здорово. Я женщина, мне, как и всем, приятно получать комплименты. Работа хорошая, вот только мелочь считать до сих пор не люблю, монотонно как-то, хотя именно мелочь - это основная выручка. Коллегам хочется пожелать здоровья, мы, как медики в период эпидемии, в тесном контакте. Терпения и веры в то, что хороших людей больше, чем плохих. Пассажирам хочется донести, что это непростой труд, и он заслуживает уважения так же, как и другие профессии. В свободное время люблю плавать в бассейне - своего рода разрядка и активный отдых», - рассказывает Маргарита Безрукова.

Надо отметить, что в автобусе, где она работает, в глаза сразу бросается чистота. Несмотря на осеннюю распутицу, видно, что салон убирается во время движения на маршруте, все уютно и аккуратно. Но главное, что водитель и кондуктор работают как одно целое.  

«После определенных жизненных обстоятельств пришлось уйти работать на другую машину, и вот уже больше четырех лет мы работаем с Николаем Николаевичем в паре. Во время смены практически не общаемся, только на остановках, но это потому, что нельзя отвлекать друг друга от работы, концентрация внимания должна быть всегда. Научились понимать друг друга во время движения практически без слов. Общаемся в основном во время отдыха на конечных. Смело могу сказать, что мы друзья. Это важно, когда ты чувствуешь себя комфортно с коллегами», - делится опытом кондуктор.

Экипаж автобуса №66 достоин того, чтобы быть отмеченным за свою работу, ведь, как выяснилось, грамотами и благодарностями Маргарита Юрьевна была награждена лишь во время своей медицинской карьеры.

В следующий раз мы расскажем о другом члене этой команды – Николае Николаевиче Надейкине, водителе, который более тридцати лет управляет автобусами на дорогах Пензы.