19 апреля 2024, ПТ, 15:03
21 октября 2020 Общество

Можно ли «убить» пензенские троллейбусы законно?

фото:Пенза-Взгляд

На прошлой неделе на сайте «Сбербанк-АСТ» был объявлен электронный аукцион на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам.

Компания, которая выиграет его, получит не только возможность перевозить пассажиров троллейбусами, но в нагрузку и вдруг появившиеся непосильные требования к оборудованию троллейбусов. Эти технические обязательства прописаны на странице 51 документации об аукционе, в пунктах 12 и 13. Согласно им, транспортные средства должны быть оборудованы системами видеофиксации, фиксирующими происходящее в салоне и снаружи транспортного средства, а также автоматизированными средствами учета пассажиропотока (датчики подсчета пассажиров, видеоаналитика). Казалось бы, неплохие начинания, только на какие деньги, кто и когда это оснащение должен будет произвести? Из бюджета на это денег не выделяется, у компании-перевозчика выручка зависит от пассажиропотока, с которым, по понятным причинам (пандемия), происходят изменения. Мало того, всем хорошо известно, что еще вчера этого оборудования в троллейбусах не было, и, получается, появиться оно должно еще до 26 октября – дня окончания подачи заявок. Даже при наличии денег на это, которых, конечно, нет, вызывает сомнение возможность уложиться в эти сроки, чтобы качественно оснастить «рогатые» машины. Или инициатор проведения такого аукциона (напомним, заказчиком выступает Управление транспорта и связи города Пензы), выставляя такие условия, и не хотел, чтобы кто-то подавал заявку. А нет заявок – нет победителя аукциона и, соответственно, перевозчика. Нет перевозчика - троллейбусы можно спокойно и законно «убить». Именно это нужно инициатору тендера?

Также интересен срок публикации извещения об аукционе, дата проведения самого аукциона, возможная дата заключения государственного контракта и дата начала оказания услуг по перевозке. Всё в спешке -​ максимально неудобно для потенциальных участников аукциона. Извещение опубликовано 16 октября, срок подачи заявок до 10 часов 26 октября. Уже 27-ого срок окончания рассмотрения заявок, а 28-ого сам аукцион. Пока вроде ничего. Но. Согласно пункту 10 информационной карты электронного аукциона срок выполнения работ: 01.11.2020 по 30.11.2020. Получается, 28 – аукцион, и до 1-ого ноября контракт должен быть уже заключен. Однако контракт победитель может подписать в течение пяти дней (указано в части 2, пункт 3 Документации об аукционе - страница 73) после того, как заказчик разместит его в информационной системе.​ Напомним, аукцион 28-ого, даже если в этот день определится победитель, будет размещен протокол подведения итогов аукциона и размещен госконтракт, то у перевозчика-победителя есть пять дней на его подписания, то есть, до 2 ноября. А услуги нужно оказывать уже с первого ноября. Вопрос – каким образом заказчик будет убеждать перевозчика-победителя подписать госконтракт не на четвертый или пятый день, а на, скажем, на первый или второй? Зачем и кому такое ускорение нужно? Эти пять дней даются победителю на возможность размещения протокола разногласий по проекту контракта для урегулирования спорной ситуации, если такая возникнет. Кто-то хочет не дать победителю полноценно обдумать условия размещенного контракта и сократить время на возможность подачи протокола разногласий?

Кроме технических требований к оборудованию и вопросов по срокам проведения аукциона есть также интересный финансовый аспект этого тендера. Максимальная цена контракта 6​ 999​ 846 рублей 80 копеек, а обеспечение выполнения этого контракта – 30% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 2​ 099​ 954 рублей. То есть, чтобы оказать услуги на сумму менее 7 миллионов, перевозчик должен будет либо «заморозить» на счете средства в размере более 2 миллионов рублей, либо как-то крайне быстро получить от банка банковскою гарантию, которая из-за сжатых сроков получения может дорого стоить. В результате победитель вместо возможного использования средств на улучшение материально-технической базы троллейбусов будет вынужден потратить существенные деньги на обеспечение исполнения контракта. Да, это по закону, но кому выгодно увеличивать сумму этого обеспечения в три раза? Отметим, что по предыдущим контрактам на перевозку пассажиров троллейбусами требовалось обеспечение всего 10% от начальной суммы контракта.

Этот аукцион, где заказчиком выступает Управление транспорта и связи г. Пензы, объявлен для того, чтобы выявить победителя и сохранить троллейбусы, или для того, чтобы, увидев вышеперечисленные условия, ни один перевозчик не отважился бы подать заявку? А если так произойдет и заявок не будет, то очень просто будет сказать, что это перевозчики развалили троллейбусное движение в городе, не подав заявку. При этом вышеописанные условия аукциона уже никто и не вспомнит.

О том, что значит для перевозчика продление контракта всего на 1 месяц, а, например, не на 1 год, а также о том, сколько миллионов должен перевозчику бюджет города по ранее заключенным контрактам на перевозку пассажиров троллейбусами, мы расскажем в следующих публикациях.