20 апреля 2024, СБ, 01:07
14 сентября 2016 Горожанин

Управляйки, вы нас слышите?

Бесконечные жалобы на ЖКХ привели к тому, что никто не верит, что можно что-то изменить в этой сфере. А что думают люди, которые в ней работают? Что они делают каждый день и почему не реагируют на жалобы жильцов? Мы решили пристально взглянуть на деятельность управляющих
компаний Пензы. Мы подробно расскажем о работе или бездействии каждой из них в нашем постоянном редакционном проекте «Под прицелом».

Электронная версия газеты "Горожанин" №36 (065) от 14 сентября 2016 года

УПРАВЛЯЙКИ, МЫ ИДЕМ К ВАМ!

Газета «Горожанин» рассказывает о жизни нашего города без прикрас. На этот раз мы решили пристальнее присмотреться к деятельности управляющих компаний (УК), которые обслуживают жилой фонд. От их работы в конечном итоге зависит, тепло ли в квартире, убрано ли во дворе и есть ли у горожан уверенность в завтрашнем дне.

Так быть не должно!

«Горожанин» не ставит себе цель кого-то поругать, а кого-то погладить по голове. Мы хотим, чтобы наш очередной проект стал мостиком между людьми, принимающими решения, и людьми, которые хотят жить в комфортном, уютном, благоустроенном городе. Зачастую первые не знают о реальных проблемах горожан, а последние не представляют, с кого спросить за грязь в подъезде, разбитые дороги и текущие трубы.

В прошлом году, когда начался проект «Под прицелом», мы обошли все округа Пензы, рассказывая про деятельность депутатов городской Думы. Зачастую жители даже не знали, что входит в круг их обязанностей и какие у них полномочия, а некоторых народных избранников ни разу не видели в лицо. Большинство жалоб и просьб жителей касалось вопросов ЖКХ. Они находятся в зоне ответственности управляющих организаций (управляек, или УК), которые обслуживают многоквартирные дома. Жители также не знают фамилию директора УК и тем более никогда не видели его в лицо. Все отношения сводятся к выдаче и оплате квитанций за жилищно-коммунальные услуги. Но так быть не должно! Мы расскажем, кто и как работает в сфере ЖКХ.

Кто есть кто

В открытых источниках мы насчитали 45 управляющих компаний. Кстати, на официальных сайтах администрации Пензы или департамента ЖКХ полного списка почему-то нет.

Влияние в сфере ЖКХ давно поделено между крупными игроками на этом рынке. Среди них можно выделить три условные группы. Первая – ГУК «Жилье». В нее входит около двух десятков организаций, которые отличаются только порядковым номером. Они входят в крупный холдинг, руководство которого находится в Нижнем Новгороде. Это централизованная структура, поэтому более прозрачная для рядовых жителей. Хотя у правоохранительных органов есть к ней немало нареканий. До сих пор в судах рассматриваются претензии областной прокуратуры к существующей схеме сбора средств с населения и расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Но у этих компаний хотя бы есть живой сайт, который постоянно обновляется. В соответствии с требованием закона на нем раскрывается необходимая для собственников информация. Отлажена обратная связь.

Вторая группа – это местные управляйки, которые принадлежат крупным застройщикам либо пензенским бизнесменам. Среди них есть как добросовестные, так и явно не желающие работать сами и не дающие делать это другим. Отсюда скандалы с двойными квитанциями и затянувшиеся судебные разбирательства по переходу домов от одной УК к другой.

Ну и, наконец, особая группа управляек – это МУПы, которые влачат довольно жалкое существование. Они реже банкротятся и копят долги, повисшие на них тяжелыми кандалами. Поэтому это самые проблемные управляйки, из- за нехватки средств они не способны качественно выполнять свои обязанности и, как следствие, уклоняются от прямого общения с жителями.

Проблемы общие

Проблемы у всех управляек общие. Самая глобальная – большие долги перед ресурсниками за воду, газ и свет. Они сложились не за один месяц и даже год. Основной тариф утверждался в 2005 году, с тех пор он не пересматривался, а лишь индексировался на уровень официальной инфляции. Как говорят ресурсники, сборов по тарифу не хватает, чтобы покрывать реальные затраты. Плюс деньги идут не напрямую от потребителей, а через посредников в виде управляющих компаний. Часть средств оседает где-то по пути. Управляйки, имеющие большие долги, прибегают к процедуре банкротства, чтобы снова воспрянуть, как птица феникс, на том же самом месте, но под другим названием. Зачастую от прежнего оно отличается лишь одной буквой или цифрой.

Однако неурегулированный вопрос с тарифами может рано или поздно выстрелить. Если обанкротятся ресурсники, мало не покажется никому.

Требования справедливы

Жители, местные власти и контролирующие органы не вдаются в проблемы управляек и требуют с них исполнения условия договора, а порой и свыше него. Так, в городской черте много бесхозных земель, которые ни за кем не закреплены. Именно на них возникают стихийные свалки.

Управляйки обязывают убирать и их, хотя в договоре такого не предусмотрено. Дополнительных средств на это не выделяется, деньги берутся из других источников дохода. Возможно, поэтому из года в год копится недоремонт сетей и конструктивных элементов жилых домов. Управляйки, видимо, растерялись, перед кем держать отчет: перед органами власти или перед собственниками жилья, которые являются их прямыми работодателями? Многие игнорируют жалобы жильцов, не считаются с ними, не отчитываются перед населением, как того требует закон. Уход с рынка слабых и нежизнеспособных УК помог бы повысить конкуренцию в этой непростой сфере и дать возможность развиваться тем, кто умеет и хочет работать. Показать, кто и как работает в ЖКХ, и призван наш проект.

Мы пройдем по всем управляйкам Пензы, чтобы рассказать, в чем их слабые места, а чем они могут гордиться.

Если у вас накопились жалобы к управляющим компаниям, звоните в редакцию по телефону            25-85-90 или присылайте обращение по электронной почте g_penza@inbox.ru. Мы направим их адресату и добьемся прямого ответа.