12 декабря 2024, ЧТ, 12:25
20 декабря 2015 Горожанин

Закрыть нельзя оставить

фото:Пенза-Взгляд

В Пензе работают около сотни питейных заведений, которые расположены в жилых домах или пристроях к ним. Некоторые находятся в непосредственной близости от школ и детсадов. Горожане жалуются на них, но изменить ничего не могут. Принимаемые меры оказываются половинчатыми и изначально обречены на провал. Кто и как на самом деле ведет борьбу с питейными заведениями?

Электронная версия газеты "Горожанин" №25 от 2 декабря 2015 года. 

 

Питейные заведения продолжают работать в многоквартирных домах Пензы. Борьбу за интересы жителей в городе фактически в одиночку ведет депутат Пензенской городской Думы Ирина Воронина. Она рассказала, какие пробелы остались в законе и как ими пользуются недобросовестные предприниматели.

- С нового года ужесточатся требования к продаже алкоголя в розницу. Можно ли надеяться, что питейных заведений в спальных районах станет меньше?

- Депутаты Законодательного Собрания Пензенской области 17 апреля этого года внесли очередные изменения в региональный закон о государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Они вступят в силу с января 2016 года. Принятые поправки запрещают продавать алкоголь в столовых, закусочных, буфетах, кафетериях, кофейнях, расположенных в многоквартирных жилых домах, а также в пристроях к ним. Тип заведения определяется в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 50762-2007. Однако обойти эту норма закона несложно. Владелец заведения может написать на вывеске все что угодно и продолжать разливать спиртное. В действительности так и происходит.

- Неужели их никто не контролирует?

- Лицензии на продажу алкоголя выдает специальный отдел при региональном министерстве сельского хозяйства. Проводить проверку на соответствие типу заведения они не уполномочены. Нет таких функций и у административных комиссий. Я предлагаю несколько вариантов: привлечь к этой работе сотрудников городской и районных администраций, создать соответствующий орган на городском или областном уровне либо уполномочить имеющиеся органы исполнительной власти. Для этого необходимо наделить их полномочиями по определению типов предприятий общественного питания перед выдачей лицензии на продажу алкоголя.

Принятое решение должно подтверждаться соответствующим документом, который необходимо предъявить для получения лицензии на продажу алкоголя. Целесообразно в этой связи установить административную ответственность за нарушение выявленных               несоответствий заявленному типу заведений. Также необходимо проводить мониторинг и вести учет предприятий в соответствии с действующим ГОСТом. Эти предложения переданы мной на рассмотрение в постоянную комиссию городской Думы по местному самоуправлению, контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления и будут рассматриваться в декабре этого года.

- Половинчатой стала и другая поправка - от 10 октября 2015 года, касающаяся работы кафе, баров и ресторанов, расположенных в жилых домах.

- Запрет установили для предприятий данного типа, только если вход для посетителей организован со стороны подъездов многоквартирного дома. Но большинство скандально прославившихся заведений расположены с торца жилого дома или выходят в соседний двор. Однако их решили сохранить.

Под данный запрет попадут не более пяти увеселительных заведений по городу, хотя в Пензе их насчитывается около сотни. Жалобы от жителей, недовольных подобным соседством, продолжают поступать. Но реальной помощи они пока не находят. У населения складывается впечатление, что подобные законы принимаются только для того, чтобы отчитаться на федеральном уровне о проводимой работе и создать имитацию бурной деятельности на местах.

- Почему в Пензе продают алкоголь в непосредственной близости от школ, детсадов, вузов?

- В федеральном законодательстве существует понятие допустимого расстояния от объектов розничной продажи алкоголя до образовательных организаций. Оно должно составлять не менее 50 метров от границ учебного заведения. Проблема в том, что в Пензе только у 19 образовательных организаций определены границы территории. У остальных они даже не установлены постановлением администрации города. В общей сложности в Пензе более 120 школ, детских садов и учреждений дополни -тельного образования, не считая вузов. Пока мэрия не примет такого постановления, отсутствуют основания для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя юридическим лицам, осуществляющим деятельность на территории, прилегающей к учебным заведениям.

- У вас не опускаются руки от всего происходящего?

- Нет, я буду продолжать эту работу, это часть наказов моих избирателей, и я держу перед ними ответ. Надеюсь, что другие депутаты, которые сталкиваются с подобными жалобами, меня поддержат, а городские власти проявят больше внимания к этой проблеме. Искренне переживаю за воспитание подрастающего поколения. При сложившейся ситуации дети из окна школы или своего дома ежедневно видят пьяные лица, драки, слышат нецензурную брань. И со временем это становится нормой. Кого мы сможем вырастить? У меня также много вопросов к должностным лицам, которые в свое время принимали решение о переводе жилых помещений в нежилые. Такие решения должны приниматься только с согласия жильцов многоквартирного дома.

От редакции. Мы будем пристально следить за тем, как осуществляется борьба с чрезмерно доступной, а порой и незаконной торговлей алкоголем в спальных районах города и какие меры принимаются для того, чтобы навести порядок в данной сфере. По сути, это должно стать общим делом людей, которым небезразлична судьба города. Ведь это не требует бюджетных средств, нужна только добросовестная работа. Но пока эту проблему пытается решить практически только один человек.

Официально

Начальник отдела лицензирования Минсельхоза Пензенской области Павел Гусев:

На практике все предприятия, оказывающие услуги общественного питания, делятся по типам. раньше их сертификацией занимался роспотребнадзор. с этого года процедура перестала быть обязательной. такое требование изъяли из Федерального закона № 171-Фз от 22.11.1995. после вводимых ограничений часть заведений ушла с рынка, другая часть перепрофилировалась. проводить проверки на предмет соответствия их деятельности заявленному типу мы не уполномочены.

Автор: Илья Петров