1 мая 2024, СР, 01:59
15 декабря 2015 Горожанин

Школьный рейтинг

Где в Пензе учиться престижно, а где эффективно. 1 сентября за парты впервые сели около четырех тысяч первоклашек. Задолго до начала учебного года радивые родители уже знали, куда отдадут учиться ребенка. Многие ориентировались на сарафанное радио.

Электронная версия газеты "Горожанин" № 12 от 2 сентября 2015 года.

РЕЙТИНГ ЗНАНИЙ

В этом году за парты в Пензе сели около четырех тысяч первоклашек. В расписании некоторых школ теперь есть 1 «Е» -пришлось открывать по шесть первых классов. Однако такая наполняемость - еще не признак эффективной работы. В Пензе не существует прозрачной системы оценки качества преподавания и, как следствие, образования. Средние баллы по ЕГЭ по каждой школе «засекречены». Родители не могут понять, где действительно учат, а где работают на имидж. Мы составили рейтинг самых наполняемых школ Пензы.

Судя по разговорам знакомых и обсуждениям в соцсетях, сложнее всего в этом году было попасть в гимназию № 4, школу № 77 в районе ГПЗ-24 и в областной лицей для одаренных детей. Недавние «маяки» в сфере образования - гимназии № 1, 6 и 13 больше не в тренде? Народная молва говорит о них так: «Понтов больше, чем знаний».

Проверить это утверждение так же сложно, как и предыдущее. Начнем с того, что в Пензе не существует объективного рейтинга средних учебных заведений либо он умышленно не предается огласке. Неужели стыдно признать, что вкладываемые средства бюджета и родителей не приносят желаемого результата?

Существует рейтинг вузов. Объективная оценка школ для отдельно взятого города не менее важна. В прошлом году школы в России пытались оценить по среднему баллу за ЕГЭ. Другого мерила уровня знаний пока, увы, не придумали.

Судя по скупым данным, которые доводятся до местных СМИ, в регионе 20 выпускников справились с ЕГЭ на сто баллов. Среди них есть ребята из сельской местности, где нет гимназий, есть и из обычных школ в «рабочих» районах, где нет никаких привилегий. Не получили аттестаты 122 выпускника, из каких они школ - тайна, покрытая мраком. Баллы за ЕГЭ в среднем по каждой школе тоже «засекречены». Чиновники из городского управления образования уверяют, что так им рекомендовали «сверху». Как же узнать, где реально учат, а где работают на имидж?

Единственный показатель, который доступен горожанам, - это разница межу плановым показателем приема в первый класс и фактическим.

Если школа готова принять 50 первоклассников, а приходят 70, значит, она высоко котируется (см. таблицу). Или это недоработка планового отдела?

В идеале у каждой школы должен быть социальный паспорт: сколько квадратных метров помещений приходится на каждого ученика, техническое состояние каждого класса, спортзала, столовой, крыши, площадок на открытом воздухе, доступны ли спортивные объекты и дополнительное образование. Неплохо было бы знать, кто подписывал акт приемки школы к новому учебному году, какие недочеты были выявлены и как они устранялись. У родителей к этим вопросам интерес неподдельный. Эта информация должна находиться в свободном доступе, скажем, на школьном сайте или в специальном разделе на сайте управления образования. Большинство из тех сайтов школ, что приходилось видеть, больше похожи на стенгазету. Ни на одном из них нет информации о текущей крыше, о нехватке учителей, о проблемах с финансированием. А ведь это важно для всех! Утрированно говоря, если в прошлом году в школе отремонтировали спортзал, а в этом она стала призером на соревнованиях, результат очевиден. А если нет, надо бы выяснить, что помешало спортивным успехам: педагоги недорабатывают или в новом спортзале не хватает мячей? Такая информация должна быть в открытом доступе. Это важно и для чиновников, принимающих решения, и для педагогов, их исполняющих, и для родителей, работающих с ними в одной упряжке. Тогда получится деловой разговор, без утайки, когда все налицо - и хорошее и не совсем. Пока же на собраниях слышно: дайте нам на то и еще на это, а результат никто не гарантирует. Родители не знакомы с политикой, проводимой управлением образования города в отношении конкретной школы. Отсюда атмосфера всеобщего недоверия, нет доверия конкретному учителю, директору и системе в целом. В городе нет реальной картины, что происходит в образовании. Все понимают - что-то не так, но не хватает смелости, чтобы разобраться.

Кстати, наполняемость классов - это еще не показатель эффективности работы школы. Для этого могут быть совсем другие причины. О них мы расскажем в следующем номере.

Автор: Илья Петров