1 мая 2024, СР, 15:00
10 декабря 2015 Горожанин

Заглянули в кошелек

Мы сравнили, как выросли основные статьи затрат наших горожан на ЖКХ, питание, транспорт и как изменились их доходы. Оказалось, что сильнее всего дорожает то, что в обычной жизни не замечаешь, - продукты питания, а совсем не транспорт и ЖКХ, в чем нас пытаются убедить.

Электронная версия газеты "Горожанин" № 6 от 22 июля 2015 года.

ПОЧЕМУ КУСАЮТСЯ ЦЕНЫ

Наша жизнь так устроена: невзирая на события - позитивные или негативные, цены неустанно ползут вверх.

Они выросли буквально на все: продукты, лекарства, газ, воду. Выросли налоги. Что-то дорожает ежедневно и поэтому незаметно, что-то - скачкообразно. Мы решили провести анализ, как изменились некоторые показатели за последние три года (см. таблицу).

Конечно, данная таблица не отражает все стороны нашей жизни. Признаемся, что многие показатели было нелегко найти в официальных источниках, приходилось пользоваться данными из интернета, которые нельзя считать на сто процентов достоверными. Но они отражают общую динамику. Становится ясно, насколько подорожала жизнь за последние три года и какие факторы на это повлияли.

Очевидно, что прожиточный минимум и стоимость потребительской корзины значительно выросли за счет цен на продукты питания. Они съедают львиную долю семейного бюджета пензенцев. Ценники в магазинах меняются каждый день. Порой мы даже не обращаем на это внимания.

Другое дело тарифы. Их повышают, как правило, раз в год, и это сразу становится заметно. Лидером роста стал газ, и потребители это почувствовали.

Странная картина складывается с тарифом на общественный транспорт. На сегодня экономически обоснованный тариф составляет 20 рублей 79 копеек. Но перевозчики возят пассажиров за 20 рублей. И как нам стало известно, никаких компенсаций из бюджета они не получают, поэтому в таблице мы обозначили реальную стоимость проезда.

Так было не всегда. Помните, еще недавно проезд на троллейбусе для владельцев транспортной карты стоил 13 рублей. Разницу между экономически обоснованным тарифом и провозной платой на тот момент оплачивал бюджет города. Именно поэтому для некоторого вида перевозок общественным транспортом рост тарифа оказался колоссальным. Но это произошло не из-за роста тарифа как такового, а за счет отказа городских властей компенсировать разницу из бюджета с 1 июня 2015 года. Конечно, горожанам не понятна такая позиция городских властей.

Особый интерес вызывает низкий показатель роста минимального размера оплаты труда (МРОТ). Он почти в три раза отстает от увеличения прожиточного минимума. А ведь именно от МРОТ зависит размер оклада работников бюджетной сферы и не только, а значит, и благосостояние населения. Цифры порой бывают красноречивее слов. Но почему-то никто не стремится поднять реальные доходы населения путем повышения МРОТ, никто не собирает митингов по поводу ежедневного роста стоимости продуктов. Все СМИ и особо активные политические силы почему-то сосредоточились только на тарифах на проезд в городском транспорте. Их «объявили» первоочередным злом, будто не замечая подорожания «всего и вся» вокруг (из роста этих затрат и складывается любой тариф). Все хотят найти виновных, не разобравшись, заработав себе очки заурядным популизмом.

Почему-то никто не говорит о решении основной проблемы — повышении благосостояния населения. Тогда адекватный рост тарифов перестанет быть больной точкой. Пора честно признать: проблема не в росте тарифов, которые не успевают даже за инфляцией (суммарно только официально признанный уровень за рассматриваемый нами период составил около 30 процентов), а в системном отставании доходов населения. Кому выгодно заниматься популизмом и какие цели при этом преследуются, мы расскажем в следующем номере.

Автор: Сергей Орлов