Пензенский арт-underground
Уличный художник Никита Романов, который расписывает граффити на тему Великой Отечественной войны один из пензенских пешеходных переходов, рассказал о том, почему в Пензе появляются надписи в самых неожиданных местах и почему он мечтает расписать пензенские хрущевки.
- Это не первая твоя работа, посвященная Великой Отечественной войне. Тематика тебе близка?
- Мой дед - участник войны, кроме того, я проходил службу в армии, конечно, это несравнимый опыт, но очень отдаленно я могу представить тяготы военной службы. Кроме того, мне предложили написать портреты, а это мой конек. Я делаю свою работу с удовольствием.
- На этот раз какая задача перед тобой стоит?
- Поставлена цель написать полотно в честь Великой Отечественной войны, так как сам переход находится на проспекте Победы, тематика этому соответствует. Для меня трудность была в компоновке росписи, сложно было сделать эскиз, потому что работа достаточно вытянута, и рисунки располагаются фактически длинной полосой.
Идея на этот раз не моя, суть проекта мы обсудили с администрацией города. Дальше я начал думать, как все это реализовать. Работа идет. Я делаю ее один и рассчитываю закончить через десять дней. Стояла задача быстро нанести контур, так как есть и другие заказы, приходилось все время отвлекаться, работать урывками, по ночам. То, что вы сейчас видите, – просто набросок, я постепенно довожу его до того, как это должно выглядеть. Тени, блики, мелкие детали - это самое интересное.
- С чего началось твое увлечение уличной живописью?
- Сложно сказать. Все происходило по нарастающей. Одно увлечение цеплялось за другое. С детства я любил рисовать, в восемь лет я начал ходить в художественную школу – это раз. Всю жизнь меня окружали люди, связанные с творчеством, чуть позже я попал в тусовку, связанную с граффити и рисованием на стенах, – это два. Все это переплелось, и я стал тем, кем я стал.
Я занимаюсь рисунками на стенах больше десяти лет и технику получил в художественной школе и в архитектурном вузе.
- С граффитчиками, которые пишут непонятные надписи на стенах, пересекаться не приходилось? Сам таким не увлекался?
- По молодости было дело, но это продлилось недолго. Я могу объяснить, что мотивирует людей, которые пишут свои «никнеймы» на чем попало. Во-первых, это реклама своего имени, которая понятна людям из сообщества: чем твоих имен больше на стенах, тем ты круче. Во-вторых, важно сделать граффити как можно выше, в опасных, порой запрещенных местах. Чем недоступнее, тем круче.
- Со старой тусовкой не пересекаешься?
- Сейчас большинство из тех, с кем я начинал, люди взрослые. У всех семьи и дети, серьезная работа. Иногда получается собраться вместе, чтобы порисовать где-то в заброшенных местах для души. Иногда вместе берем какие-то коммерческие заказы.
- Что бы ты раскрасил в нашем городе?
- Идеальный вариант - пензенские хрущевки. Во-первых, они морально устарели, во-вторых, там есть большие площади без окон, и если грамотно написать картинку на торцах пятиэтажек, чтобы она не выбивалась по цвету и содержанию из архитектурного облика города, то это будет украшать и здание, и город в целом. Для моих работ подходят не все здания. Для меня главное требование – большая ровная поверхность. Большинство хрущевок подходит.
- Твоя деятельность приносит какую-то прибыль?
- Это коммерческая тайна.
- Профессиональные краски для граффити достать непросто?
- Краски я заказываю в Москве. Качественную краску для таких объемов работ в Пензе всегда было проблематично найти. Здесь есть экономвариант, но он годится лишь для надписей и абстрактных композиций. У каждого художника свои предпочтения, свои «загоны» я могу работать только с определенной разновидностью красок, пробовал другими – результат не тот.
- Ты работаешь за деньги или для души?
- А кто говорит, что одно исключает другое.