27 декабря 2024, ПТ, 02:24
28 апреля 2018 Интервью

Григорий Кабельский: «Если у пензенских клубов не будет долгов, для меня это уже достижение»

фото: Пенза-Взгляд

Разговор с министром спорта Пензенской области о «Дизеле» как разочаровании, об отказе региона от Александра Большунова и о финансировании как главной проблеме пензенских профессиональных команд.

Об успехах и разочарованиях

Григорий Ефимович, мы с вами встречаемся в конце апреля, когда многие пензенские клубы заканчивают спортивный сезон 2017-2018 годов. Готовы ли вы признать в целом осенне-зимний спортивный сезон удачным по результатам для профессионального пензенского спорта?

Спортивные результаты — это очень важно для болельщиков, но я министр и с моей точки зрения, если у клубов нет долгов, если их финансирование стабильно, а зарплату игроки получают вовремя, я считаю это успехом. Если ко всему этому добавляется еще и спортивный результат, успех вдвойне. По результату нас не порадовал только «Дизель». Остальные же команды выступили в свою силу.

Чьи успехи вас порадовали больше всего?

Собственно зимние виды, кроме хоккея и шорт-трека, у нас развиты не слишком сильно, поэтому если говорить об осенне-зимнем периоде, когда идут сезоны у многих профессиональных команд, выделю победу молодых хоккеистов «Дизелиста». Впервые в истории пензенского хоккея выигран Кубок регионов. Отмечу также баскетболисток «Юности», которые в своей зоне завоевали бронзовые награды и футболисток «Лагуны-УОР», обеспечивших себе серебряные медали чемпионата страны. Так что все хорошие эмоции связаны, прежде всего, с игровыми видами спорта.

О Большунове и параллельном зачете

Тогда немного об индивидуальных видах. Лыжник Александр Большунов — студент Пензенского госуниверситета, но по рождению не пензенец. С каким чувством вы следили за его выступлениями на Олимпиаде в Пхенчхане и считаете ли вы его успехи имеющими отношение к нашему региону?

Мы не считаем его причастным к пензенскому региону. Его успехи может отчасти считать своими наш педагогический университет, где он получает высшее образование. А так Александр родился в Брянской области, выступает параллельным зачетом за Тюменскую область, но к Пензе он, кроме учебы, не имеет никакого отношения. Конечно, мы следили за его выступлениями на Олимпийских играх, где Большунов проявил себя с наилучшей стороны, выиграв четыре медали. Прекрасно он выступал и после зимних игр, это перспективный мастер и молодой спортсмен, мы радовались за него, как и за всех спортсменов-россиян, которые выступают и завоевывают медали.

Учитывая успешное выступление лыжников на Олимпиаде, не хотели привлечь кого-то из сборников к выступлениям в зачет Пензенской области?

Нам предлагали взять на параллельный зачет Большунова и еще одного учащегося ПГУ Алексея Червоткина, в том числе и представители пензенского университета. Сейчас это модно. Но если брать спортсмена высокого уровня, например, лыжника, нужно понимать, что этот вид необходимо развивать на территории Пензенской области. Взять готового мастера — много ума не надо. Найти финансовые средства, платить ему и, конечно, он согласится. Кто же откажется от лишних денег? Но нужно понимать, что развивать лыжи на высоком уровне в Пензенской области очень сложно. В этом году снег у нас выпал в середине января и пролежал всего два с небольшим месяца. Когда спортсмены будут готовиться? Конечно, мы развиваем здесь массовые лыжи, у нас проходят соревнования, работает отделение спортивной школы, закупаем много качественного инвентаря, но воспитать классного лыжника в условиях Пензы невозможно, даже если у него есть потенциал. Поэтому в зимних видах мы сосредоточимся на хоккее и шорт-треке, которые дают нам хорошие результаты и для которых у нас есть необходимая материальная база. Яркий пример правильности такого подхода — воспитанник пензенского хоккея Сергей Андронов, который стал в феврале олимпийским чемпионом.

Возвращаясь к теме региональных параллельных зачетов, хотелось бы спросить, как вы относитесь к этой системе? Не считаете ли ее искусственной и неправильной?

Было время, когда это на самом деле было необходимо. В свое время у нас в Пензе появились прыгуны в воду — Евгений Кузнецов и Илья Захаров. Условий для тренировок в их родных городах - Саратове и Ставрополе - не было. Мы пригласили к себе вместе с тренерами спортсменов, которые еще только подавали надежды, обеспечили им комфортную подготовку, материальную базу, восстановительный центр. И они выступали за Пензенскую область. Это сейчас отличные условия появились на озере Круглом, где располагается база для сборных команд России по прыжкам в воду.

Еще случались ситуации, когда есть талантливый спортсмен, но нет тренера, и он переезжает в другой регион, где живет специалист. В итоге получается, что оба региона вложили средства и силы в его подготовку. Возникает параллельный зачет.

В Брянске у Большунова были те же проблемы со снегом, что и у нас. В Тюмени с этим проблем нет. Переехал — выступай, это можно понять. А вот когда берут готового спортсмена, просто платят ему зарплату и говорят, что это подготовленный нами человек — это конечно глупость. Такой перекос в России на самом деле есть, и некоторые регионы этим пользуются. Мы в Пензенской области в последние годы от этой практики отошли и, скорее наших спортсменов забирают сейчас на параллельный зачет. Почему так решили? В том числе потому, что реакция СМИ и тех людей, которые разбираются в спорте, будет негативной. Не хотим отчитываться о том, чего мы не делали.

В Москве, когда я работал там, поднимался вопрос о том, чтобы вообще отменить параллельный зачет, тем более сейчас российский спорт высших достижений вышел на совершенно иной качественный уровень и необходимость менять ситуацию назрела. Как вариант — взять на вооружение систему, принятую в профессиональных игровых видах: захотел, чтобы спортсмен выступал за твой регион - покупай. Можно за один рубль, можно за миллион, уж как договоритесь.

О «Дизеле», Ваулине и Сергее Андронове

Перейдем к хоккею. Объясните болельщикам, в чем главная причина смены тренерского штаба «Дизеля» и отставки предыдущего руководства?

Невыполнение минимального плана — попадание в плей-офф. Эта задача всегда ставится перед тренерами в начале сезона. Был максимальный план, но «Дизель» при ушедшем руководстве не мог выйти в плей-офф на протяжении трех сезонов, чего так ждали все болельщики. Была договоренность с главным тренером Андреем Сидоренко, он обещал, что все будет нормально и говорил в начале сезона: «Не волнуйтесь, я профессионал и сделаю вам результат». Но результата не получилось, и самое главное — в течение сезона команда не показала той игры, которой от нее ждали. Кроме того, взаимоотношения внутри коллектива были наверное самыми плохими, если вспоминать даже самые неудачные сезоны в истории «Дизеля».

Проблемы были между тренерами и игроками?

Между игроками и наставниками, внутри команды. Очень большое количество хоккеистов во время руководства командой Сидоренко играло за «Дизель». Этого мы тоже не ожидали, поскольку на совете клуба четко обговаривали, что селекция будет точечной . Конечно всегда можно ошибиться в ожиданиях, но когда 70-80 человек за короткое время проходит через клуб, это трудно понять. К сожалению Андрей Сидоренко, который приходил к нам в статусе большого тренера, уверенного, что его авторитет позволит на одном коньке сделать результат, не смог его добиться. Не получилось создать коллектив, это бывает и у самых больших тренеров. Тем не менее, работа Сидоренко признана, конечно, неудовлетворительной. 30 апреля у него заканчивается контракт и продлен он не будет.

Можно утверждать, что уровень финансирования позволял «Дизелю» рассчитывать на попадание в плей-офф?

Финансирование клуба — очень важный момент, но я знаю клуб, который в этом году попал в плей-офф ВХЛ, притом, что там игрокам полгода не платили зарплату. У нас финансирование клуба стабильно, деньги выплачивались вовремя и деньги немаленькие на самом деле. Были ожидания у нас и у болельщиков, что игроки, призванные стать лидерами, будут приносить результат, но, к сожалению, не получилось. Поэтому с некоторыми из хоккеистов мы тоже расстанемся.

Уже известно, сколько человек и кто именно покинет команду?

Я не тренер, у них свое видение по этому вопросу. Приходит новая бригада специалистов во главе с Алексеем Ваулиным и Дмитрием Шандуровым, которые решат, с кем будут работать. Кандидатуру Ваулина мы рассматривали еще год назад. Шандурову дали время еще повариться немного в ВХЛ и набраться опыта в должности помощника главного тренера «Дизеля». В этом сезоне был момент, когда мы рассматривали вариант с заменой тренера. У Сидоренко возникла конфликтная ситуация с игроками, они пришли жаловаться на него, но в тот момент «Дизель» выиграл две игры подряд и мы оставили Сидоренко на посту до конца чемпионата.

Думаю, что сейчас Ваулин — подходящий клубу вариант. Это тренер, про которого говорят «с горящими глазами». Ему дается огромный шанс, чтобы себя проявить. Понятно, что молодежный хоккей (Алексей Ваулин вместе с молодежным «Дизелистом» выиграл в этом году Кубок регионов — прим.ред.) это немного другое, но все в его руках. Я искренне хочу, чтобы у него все получилось. Уверен, что хоккеисты под его руководством «землю будут рыть». Как он сказал однажды про «Дизелист», «звери у меня игроки». Вот пускай и в ВХЛ такими «зверьми» будут.

Алексей знает молодежный состав клуба и наверняка привлечет своих ребят в главную команду. Возьмем и кого-то из опытных игроков. Если команда будет биться, на второй план уйдет финансирование, хотя оно, конечно, очень важно. И можно будет добиться того результата, которого мы требовали от предыдущего тренерского штаба.

Есть еще один важный нюанс — ВХЛ меняется. Мы видим, что слабые клубы, которых исключили из Континентальной хоккейной лиги переходят сейчас в Высшую хоккейную лигу. Тольяттинская «Лада», ханты-мансийская «Югра» может и слабы по меркам КХЛ, но для ВХЛ это богатые клубы. Конкуренция вырастет.

Задача выхода в плей-офф с команды при этом не будет снята?

Нет. Иначе нет смысла выступать.

Какой будет задача-максимум для «Дизеля» на следующий сезон?

Пройти хотя бы первый раунд плей-офф. После неудач трех последних лет это было бы неплохо.

Можно ли сказать, что «Дизель» для вас — главное разочарование в профессиональном пензенском спорте за прошедший сезон?

Пожалуй. Мы разочарованы выступлением команды.

Немного об олимпийском хоккее и Сергее Андронове. Предполагается в случае приезда Сергея в Пензу организовать какое-то интересное событие с участием олимпийского чемпиона?

Я звонил Андронову в Корею сразу после выигранного финала с немцами и пригласил его в Пензу. Он был весь на эмоциях, уставший, но сказал, что обязательно приедет в город к родителям. Думаю, что это будет в мае, и мы организуем Сергею достойную встречу. Это будет интересно не только для пензенских хоккеистов, но и для всех болельщиков.

О несправедливости и шорт-треке

Перейдем к другим темам. Как вы можете сейчас, спустя два месяца после Олимпиады, объяснить любителям спорта отстранение от Олимпиады члена сборной России по шорт-треку, пензенца Дениса Айрапетяна?

Неоднократно говорил, что это большая несправедливость по отношению к нашему спортсмену. Он никогда в темных делах, связанных с применением запрещенных препаратов, не был замешан. Айрапетян - молодой спортсмен, на зимней Олимпиаде в Сочи не выступал, только вышел из юниорского состава. Не пустить его соревноваться - просто чья-то прихоть. Мое глубокое убеждение — наш спортсмен пострадал незаслуженно.

Желание развивать шорт-трек в Пензе у вас из-за этого не пропадет?

Развитие шорт-трека в Пензенской области и ситуация с Денисом Айрапетяном никак не связаны. Денис — это наш флагман, в которого мы верим и который может еще выступить не на одной Олимпиаде.

А для занятий шорт-треком в Пензе мы сейчас закупаем защитное оборудование в спортивную школу, маты, необходимые для тренировочного процесса. Шорт-трек — это один из наших базовых видов спорта.

О пензенском баскетболе, мини-футболе и неограниченном бюджете

Вы довольны выступлением команд «Лагуна-УОР» и «Юность»?

С «Лагуной» мы, конечно, хотим добиться большего. Это хорошая молодая команда с перспективным составом. Юные девчонки выиграли первенство России среди молодежных команд. Это значит, что в женском мини-футболе работа идет в правильном направлении. Понимаем, что главной команде будет тяжело бороться за золото с «Авророй» из Санкт-Петербурга (по итогам двух матчей «Лагуна» уступила «Авроре» — прим.ред.), но в спорте все возможно. В любом случае, результат «Лагуны» мы будем оценивать как хороший.

Что касается «Юности», то по существу команда играет в третьей по силе лиге российского баскетбола. Уровень мастерства там относительно невысокий, часто за соперниц играют совсем молодые спортсменки. Наша команда немного более мастеровитая. Если в прошлом году «Юности» не удалось завоевать награды, то сейчас третье место - это шаг вперед для клуба.

Нет желания перевести «Юность» в турнир рангом выше?

Желание всегда есть, но все зависит от финансирования. Если были бы деньги, можно было выступать среди сильнейших, набрать американок, которые радовали бы нас своим высоким мастерством. Но уровень игроков напрямую зависит от уровня зарплат. Привезти баскетболистку высокого класса — это дорого и нам не по карману.

Когда я вернулся работать в Пензу, у наших профессиональных команд были огромные долги. У «Дизеля» они до сих пор есть, клуб находится в стадии банкротства. Мы потихоньку решаем этот вопрос. Сейчас ушли от долгов в «Лагуне», где появился хороший стабильный спонсор, заинтересованный в успехах команды. Были проблемы и у

«Юности» — тоже нашли решение. Нужно понимать, что пензенские команды финансируются в основном из областного бюджета. И у нас есть проблема — команды должны привлекать спонсоров, искать внебюджетные средства. Мы ставим перед ними такую задачу. Решать ее трудно, но, тем не менее, это надо делать.

О частных инвесторах и депутатах

Считаете ли вы в принципе правильным, что профессиональные команды живут за счет бюджетных средств? Вы отдали бы клубы частным инвесторам, будь у них такое желание?

Да мы с удовольствием отдали бы. Придите к нам с предложением, и мы прямо на следующий день вам их отдадим. Только этих частных инвесторов пока, к сожалению, нет. Мы наблюдали, что произошло с футбольным «Зенитом», который взялся финансировать предприниматель. Но, к сожалению, в дальнейшем у него возникли проблемы.

Конечно, в нашей стране есть частные инвесторы, которые содержат команды, например, женский УГМК в баскетболе. У этого клуба даже бюджета нет — сколько им надо, столько и получат. В Пензе такого пока не предвидится и без денег из региональной казны команды Пензенской области сразу закроются. И все это понимают.

Недавно на заседании Пензенской городской думы один из депутатов спросил: зачем мы вкладываем деньги в «Зенит», если он не радует болельщиков ни игрой, ни результатами? Вы можете заочно ему ответить?

Такие вопросы периодически возникают у людей, которые далеки от спорта вообще и от футбола в частности. Надо помочь детскому спорту, развивать его. Если ребятки занимаются футболом или чем-то еще, у них должен быть ориентир, к которому они будут стремиться, должна быть своя команда, где они смогут прогрессировать. Вот и ответ.

Читайте также
Больше новостей