«Я убежден – в каждом ребенке можно найти что-то хорошее»
Министр образования Пензенской области Александр Воронков рассказал о том, как обеспечивается безопасность школьников в регионе, почему он регистрировался в «группе смерти», зачем нужны «кибердружины» и почему доброе слово иногда значит больше, чем самые строгие санкции.
- Александр Геннадьевич, после чрезвычайных происшествий в школах Пермского края и Республики Бурятия вновь остро встал вопрос об обеспечении безопасности в учебных заведениях. Что делается в данном направлении в регионе?
«После произошедшего в муниципальные органы управлением образования были направлены письма о необходимости усиления пропускного режима, проведена проверка инженерно-технической укрепленности и оборудования школ.
По данным мониторинга, проведенного нашим ведомством, системами видеонаблюдения оснащены 77% объектов образования. Турникеты установлены на 89 объектах, 356 объектов имеют кнопку экстренного вызова полиции. 166 объектов пока не имеют «тревожной кнопки», причем, в 32 случаях кнопки не могут быть установлены, так как организации расположены за пределами нормативного времени реагирования».
- 166 учебных заведений - это достаточно много. Как эта проблема решается?
«Из областного бюджета в этом году на оснащение и обслуживание кнопок тревожной сигнализации в учебных заведениях выделено 17,85 миллиона рублей. Там, где нет такой возможности, работают охранники. Сторожами–вахтерами охраняется 497 объектов в 313 школах, 25 образовательных организаций охраняют сотрудники ЧОПов.
Требования технической обеспеченности мы обязаны соблюдать неукоснительно – это и видеонаблюдение и высококвалифицированная охрана, однако без систематической профилактической работы по предотвращению у детей и подростков «пограничных» состояний, когда они могут совершить страшные поступки, ничего не получится. В ней должны принять участие как родители и педагогический коллектив, так и другие ведомства, общественные организации».
- То есть, образно выражаясь, высокий забор и злая собака – не панацея от происшествий?
«Тут надо исходить из того, что школа - это не закрытое режимное учреждение с ограниченным доступом для детей и родителей. В нашем понимании школа была и остается, прежде всего, социокультурным центром села, города, микрорайона. Закрыв доступ в школу, мы вряд ли повысим безопасность учащихся, но при этом потеряем важнейший эффект социализации школьников.
Камера наблюдения должна быть, но она чаще всего фиксирует факт, а не спасает от возможности возникновения внештатных ситуаций. Если мы не будем заниматься профилактикой, она бесполезна».
- То есть, если я правильно понял, несмотря на то, что средства выделяются на техническое оснащение, главное направление работы – профилактика?
«Совершенно верно. Ведь из-за чего случается большинство ЧП, подобных тем, что произошли в начале года? Ребенок был в пограничном состоянии, никто этого не заметил и не помог решить его проблему. Никто не обратил внимания на его изменившееся поведение - ни педагоги, ни родители. Спецслужбы не заметили какую-то активность в интернете, возможно, на запрещенных сайтах. То есть все недоработали и случилась трагедия».
- Кстати, об интернете – здесь ведь турникет не поставишь! Или возможны варианты?
«В Пензе, пока на добровольных началах, работает группа активистов-добровольцев, как мы ее называем, «кибердружина», которая ищет в интернете опасный контент и отправляет информацию о нем в Роскомнадзор. За время их деятельности около 700 сайтов и интернет-ресурсов с опасным содержанием было выявлено и заблокировано на территории Пензенской области.
Это совершеннолетние неравнодушные люди, они обучены сотрудниками полиции методам и способам обнаружения подобного контента. Работу они ведут в свободное время - для них это такое социально-полезное хобби».
- А насколько велика опасность, исходящая от «всемирной паутины»? Есть мнение, что проблема надумана и раздута средствами массовой информации?
«Люди, которые охотятся за нашими детьми в интернете, хитры и коварны. Они ловят на интерес и постоянно совершенствуют свои методы. Я провел эксперимент, вступив в такую группу. Ведь не зная врага, нельзя понять, как с ним бороться. Это страшно.
Поначалу там предлагают выполнить простые задания, потом они начинают усложняться. Меня исключили из «группы смерти» на первом этапе. Как они узнали, что с таким пользователем не нужно иметь дел, неизвестно, но факт остается фактом. Понять суть я успел – за выполнение каждого задания получаешь «лайки» и возникает чувство, что ты становишься популярным, а боязнь потерять эту популярность - это и есть наживка».
- Возможно ли этому что-то противопоставить?
«Ситуацию успеха должны создать не интернет-манипуляторы, а учителя. Часто приходится слышать – «Какие могут быть грамоты этому хулигану? Он и матом ругается, и двойки хватает». Таким людям нужно уходить из профессии. Я убежден, в каждом ребенке можно найти что-то хорошее и поощрить это. Человек, которого похвалили – внутренне меняется».
- Это одна из задач психолого-педагогической службы, которую в настоящее время активно развивают в регионе?
«Создание комфортной психологической среды в школе - это работа всего педагогического коллектива и родителей. Но и работа психологов очень важна. И губернатор поставил перед нами задачу - систематизировать работу в этом направлении.
Действует круглосуточный детский телефон доверия - 8-800-2000-122.
Мы провели большую работу, и сегодня в школах Пензенской области работает 151 педагог-психолог - это на 34 штатные единицы больше, чем в 2016 году. Из них в Пензе – 62 специалиста, в Заречном – 20 педагогов-психологов, остальные 69 – в районах области. Однако работа продолжается, мы обучаем специалистов и направляем психологов в те школы, где их нет.
Кроме того, мы работаем над тем, чтобы за каждой школой был закреплен не просто специалист, а человек, обладающий авторитетом. Это может быть уважаемый житель села или микрорайона, имеющий педагогический опыт, возможно даже не профессиональный, а наработанный в ходе воспитания собственных детей.
На сайте Министерства образования minobr-penza.ru, действует рубрика «Вопрос психологу», где на интересующие вопросы отвечают специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
В 24 муниципалитетах созданы и работают базовые психолого-педагогические кабинеты, которые в течение года оказывают помощь более чем 2000 участникам образовательного процесса. К началу нового 2018/2019 учебного года во всех районах области будут работать такие кабинеты».