5 декабря 2025, ПТ, 16:21
8 февраля 2016 Интервью

Привлекательная наука

фото: Пенза-Взгляд

День российской науки отмечают не только титулованные ученые, но и молодежь, которая активно занимается развитием приоритетных направлений фундаментальных и прикладных исследований.

Корреспондент газеты «Горожанин» Эльвира Петрова в преддверии праздника встретилась с молодой пензенской ученой Алиной Холуденевой. На интервью пришла привлекательная стройная блондинка – оказывается, так может выглядеть современный научный сотрудник. Мы разговорились о том, как живут молодые ученые, к чему стремятся и какие у них перспективы на малой родине.

– Наука – это скучно?

– Что вы, у настоящих людей науки горящие глаза и пылкие сердца. Таков мой научный руководитель Виктор Васильевич Рыжаков. Незаметно он вовлек меня в науку. Моя первая серьезная победа – первое место в молодежной научно-практической конференции «Юность, наука, культура». По ее результатам получила серебряный знак отличия «Национальное достояние России». Вернулась домой невероятно гордая и довольная своей работой. Обратного пути для меня уже не было. Сейчас я ассистент кафедры «Техническое управление качеством» ПензГТУ, заместитель заведующего кафедрой по воспитательной работе, руководитель молодежного инновационно-технологического центра, учусь в аспирантуре, пишу диссертацию.

– Над какой темой трудишься?

– Занимаюсь разработкой экологически чистой технологии утилизации отходов бумажного производства. Проще говоря, чтобы из отходов сделать полезную вещь, например утеплитель для фасада домов. Большинство россиян брезгливо относится к вторсырью. Если пакет сделан из вторсырья, значит, он не такой. Это неправильная позиция. Нам нужно учиться мыслить иначе, жизнь вокруг стремительно меняется. Сейчас моя работа перешла в плоскость фундаментальных исследований. Часто мой дом превращается в полигон для испытаний. Всюду провода, жидкое стекло разлито по полу, кругом разложены опытные образцы… Это издержки профессии.

– Что помогло тебе закрепиться в научной среде? Многие, получив диплом о высшем образовании, уходят из науки.

– Наши пензенские ученые имеют интересные разработки. Иногда им не хватает умения «упаковывать» проект, сделать его коммерчески привлекательным. Есть такая программа «У.М.Н.И.К» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса»). Два раза в год проводится сессия по отбору «умников» по всей России. Мне он поддался только с третьей попытки. Еще в рамках Зворыкинского проекта с нами работали люди, которым платят по 400 евро в час вне форума. Они научили нас, как превратить разработку в бизнес-проект. Еще одно невероятное по масштабам мероприятие – Евразийский экономический форум молодежи. За шесть дней ты можешь принять участие в двадцати разных конкурсах. И если ты и твой проект действительно крутые, то можешь победить во всех двадцати. Мне пока удалось одержать победу только в двух. Подобные колоссальные возможности есть у каждого российского студента. Просто работай!

– Говорят, что наука – дело неприбыльное… –

То, что денег совсем нет – неправда. Для молодых ученых существуют субсидии, гранты, стипендиальная поддержка. Деньги можно пустить не только на оборудование, но и на собственное развитие, на оплату своего труда.

– А куда ты направила гранты?

– Я стараюсь по максимуму инвестировать в свое развитие. Мне в этом очень помогает родной вуз. Была на стажировках в Германии, Франции, Чехии, Бельгии и других странах. И это происходит не с позиции туриста с селфи-палкой. Я наблюдала, как работают научные сотрудники там, как применить их опыт на родине. Поездки дают пищу для размышлений. Ты погружаешься в новую среду, видишь, какой может быть жизнь в твоем городе, и тебе действительно хочется что-то изменить.

– В Германии ты видела адронный коллайдер? Успела сделать селфи с элементарной частицей – бозоном Хиггса?

– Не догнала (смеется). На первый взгляд коллайдер – это кольцевидный туннель-ускоритель, обмотанный какой-то фольгой. Но при помощи этой установки проводят такие эксперименты, что волосы на голове шевелятся: неужели человечество этого достигло? Кстати, там работают в основном русские – студенты, ученые. Даже в лифте надписи по-русски. Все было прилично – это были научные термины.

– Самой никогда не хотелось уехать работать за границу?

– Меня приглашали работать в зарубежных компаниях. Но я приняла решение жить и работать в Пензе. У меня сложились крепкие отношения с моим университетом. Я очень люблю свою работу. Здесь я стала квалифи- цированным и востребованным специалистом. Вы поймите, мы имеем уникальную возможность сделать жизнь лучше здесь, а не бежать туда, где и так живут неплохо. Если мне не нравится что-то в моем городе, это не значит, что нужно быстренько сматывать удочки. Нужно работать, а не искать отговорки.

Читайте также
Больше новостей