Юность и передовые технологии: как Мединститут ПГУ меняет будущее медицины в регионе
Медицинскому институту ПГУ исполнилось 25 лет. О том, чего удалось достичь за это время, рассказал Заслуженный врач РФ, д-р мед. наук, директор мединститута ПГУ Александр Митрошин.
- Александр Николаевич, в июне 1999 года Пензенский государственный университет получил право обучать студентов лечебному делу. Начинали с медицинского факультета, а теперь, спустя два с половиной десятилетия, работает целый институт. Каких результатов удалось достичь?
- Мы начинали с одной специальности «Лечебное дело», контрольные цифры приема тогда составляли 40 человек. Сейчас у нас около 4500 студентов, представлен широкий спектр специальностей – леченое дело, педиатрия, стоматология, фармация, медицинская кибернетика в рамках обучения по программам специалитета, а в ординатуре у нас 36 специальностей.
Мединститут ПГУ решает, на мой взгляд, главную задачу - кадровое обеспечение здравоохранения. По последним данным за этот год, более 50% врачей, работающих в системе здравоохранения региона, – наши выпускники. Мы помогаем обеспечить доступную и качественную медицинскую помощь в Пензе и Пензенской области.
- Расскажите о процессе обучения студентов. Произошли ли изменения в этой сфере?
- Классическое медицинское образование имеет свои особенности, но мы соблюдаем лучшие традиции высшего медицинского образования при подготовке наших студентов: это качественная теоретическая база плюс использование современных методик и технологий.
Конечно, время вносит свои изменения, свои требования. Так, например, сложные медицинские манипуляции, студенты и ординаторы могут осваивать на симуляторах, которые полностью имитируют основные жизненные функции человека. Для этого создан аккредитационно-симуляционный центр. На его базе, кстати, ежегодно около тысячи врачей проходят обязательную аккредитацию.
Безусловно, реализуется практикоориентированный подход, когда многие студенты после третьего курса могут работать в качестве среднего медицинского персонала, а ординаторы - после первого года обучения в качестве врачей-стажеров. Это принципиально важные изменения, которые дают возможность студентам, так сказать, «проявить себя».
- Сколько лет уходит на освоение базовой теории?
- Первые два с половиной года — теория, без крепких фундаментальных знаний по анатомии, гистологии, биологии, физиологии в невозможно представить профессионала. С третьего курса начинаются клинические дисциплины и отработка практических навыков.
- Как оцениваете общий уровень подготовки выпускников вуза?
- После окончания шестого курса студентов ждет независимая оценка их компетенции - первичная аккредитация. Ее проводит Министерство здравоохранения Российской Федерации. Результаты этой оценки позволяют говорить, что наши студенты выглядят достойно на рынке труда.
Помимо этого, у нас достаточно большое количество иностранных студентов. После выпуска они проходят процедуру нострификации дипломов у себя в стране (ред. - процедура приравнивания прав иностранного диплома к академическим, профессиональным и образовательным нормам государства). Например, в Индии эта процедура очень жесткая. И высокий процент — более 93% выпускников подтверждает свои дипломы. Мы считаем — это очень хороший показатель уровня знаний, которые дает Мединститут ПГУ.
- Откуда приезжают в Пензу зарубежные студенты?
- Это страны ближнего зарубежья, арабские и африканские страны, Индия. В будущем мы планируем расширить прием студентов из дружественных стран. Все предметы читаются на языке-посреднике. Это говорит и об уровне подготовки наших преподавателей. Весь ППС нашего института владеет английским языком на высоком уровне.
- Чтобы студенты показывали высокие результаты, нужны квалифицированные педагоги. Кто обучает подрастающее поколение?
- Наш профессорско-преподавательский состав — более 300 человек, из них штатных сотрудников 247 человек, из них 40 - доктора наук. Это высокий показатель остепененности.
В начале становления медицинского института мы, конечно, приглашали коллег и из других регионов. Коллектив формировали в основном выпускники Самарского, Саратовского, Мордовского университетов. Теперь, спустя четверть века, основой контингента можно назвать уже наших выпускников. Среди них большое количество кандидатов и докторов медицинских наук.
Мы не закрыты для квалифицированных преподавателей из других регионов — у нас работают коллеги, которые приехали из Донецка, Курска.
- Педагоги мединститута не только обучают. Они активно помогают студентам разрабатывать принципиально новые технологии, патентовать изобретения. Расскажите о научной жизни института.
- Наука в медицине очень бурно развивается. И даже новые методики, которые сейчас внедряются в здравоохранение, требуют постоянного совершенствования. Очень многие подходы изменились, особенно в хирургической практике. Коллеги предлагают свои методики ведения операций в нейрохирургии, сосудистой хирургии, травматологии. Этому обучаем и студентов.
- Какие специальности пользуются популярностью у абитуриентов?
- Лучше скажу, какие сферы и направления наиболее востребованы среди наших ординаторов. Это борьба с сахарным диабетом, онкологией, сердечно-сосудистыми заболеваниями, травматология, эндокринология. Вот эти направления нуждаются в кадровом укреплении.
- Расскажите о планах на следующие 25 лет.
- Планы у нас большие. Мы мечтаем о развитии материально-технической базы. Медицина идет вперед быстрыми темпами. Усложняются методики. Для того, чтобы готовить студентов к использованию всего спектра новых знаний и навыков, нужно специальное оборудование. Это тоже требует больших материальных ресурсов. А еще было бы хорошо иметь свою клиническую больницу, где можно было бы сразу применять новые разработки преподавателей и спасать людские жизни более технологичными методами.
Ольга А.