Художница Дарья Лисицына приглашает пензенцев в «Две комнаты» порисовать
В Пензе, на Московской,4, в доме с аркой, появилась мастерская, где гостям наливают чай, рассказывают о художниках и помогают создавать на холсте свои собственные миры.
Хозяйка творческого пространства – художница, арт-куратор, скульптор Дарья Лисицына – поведала порталу «Пенза-Взгляд», как проходят такие мероприятия, почему важно изучать искусство и развивать свои способности.
- Мастерская – это зона свободного творчества, там у нас будут происходить встречи, связанные с различными творческими процессами.
- Почему мастерская получила название «Две комнаты»?
- Это не только о количестве помещений, сокращенно «Две комнаты» - «ДК», это очень хорошая отсылка.
- Как родилась идея создания этого проекта?
- Когда у нас установили «Кентавра», это вызвало большой резонанс. На мой взгляд – это обычная скульптура, в ней вообще нет никаких особо сложных, эпатажных образов, есть более откровенные, странные, необычные скульптуры в достаточно демократичных городах. В тот момент я поняла, что у нас много людей, которым не хватает знаний в сфере искусства, насмотренности и образования. Почему-то в школе мы достаточно тщательно изучаем литературу как вид искусства, пренебрегая другими. Хотя изобразительное искусство в своих проявлениях, таких, как живопись, скульптура, архитектура, можно изучать под разными углами: с точки зрения влияния на психологию человека, с точки зрения влияния исторических событий на искусство, которые происходили, когда развивался тот или иной стиль. Это все очень тонко отражается в наследии, которое до нас доходит. Это своего рода летопись, но в картинах.
Мне захотелось в Пензе собрать сообщество людей, которые неравнодушны к искусству. Я начала проводить лекции в разных местах города, мы смотрели фильмы, связанные с искусством, и вот теперь мы наконец-то созрели - я и моя подруга - для того, чтобы открыть такое пространство в центре города, на Московской,4.
- В каком формате будут проходить занятия?
- Трехчасовые мастер-классы, поскольку это обкатанный формат, людям он понятен. В своих мастер-классах, в отличие от других, я стараюсь осветить личность художника, изучить направление или авторский стиль, чтобы в этом был искусствоведческий смысл.
Со следующего месяца будет более разнообразное расписание - мы хотим аэрографом работать, одежду расписывать, арт-терапией заниматься, задумали более широкие мероприятия с включением мистических, таинственных историй, чтобы у человека было погружение в искусство на уровне ощущений – тактильных, аудиальных, не только визуальных.
Также у меня есть свой курс по развитию креативности с помощью изучения искусства. Изучая художников, скульпторов, архитекторов и перенимая какие-то их фишки, мы развиваем собственную креативность, которую можно потом использовать в работе. Эта способность - находить и генерировать новые идеи на опыте, полученном из прошлого, на насмотренности – позволяет интереснее и увлекательнее жить, творить. Приемы, методики этого курса я использую в своих мастер-классах.
Основная цель – это не просто собраться, попить чайку или винишко и порисовать картины, а погрузиться в искусство, придать новый смысл жизни человека. Ведь, используя эстетику, ты следишь за своей одеждой, своим жильем, у тебя развивается чуткость к нюансам окружающего мира. Это из серии базового образования, которое проникает в людей и тонко, незаметно повышает уровень развития общества, его толерантность, стрессоустойчивость, эстетические ценности.
- Вы упомянули курс по развитию креативности. Будете ли набирать новых участников?
- Два потока я сделала, в таком формате возобновлять не планирую. Возможно, будет курс для художников, касающийся их развития с помощью поездок в резиденции и на международные симпозиумы. Я много ездила, у меня большой опыт, и я знаю, что некоторые, имея хороший бэкграунд и хорошие навыки, боятся, не знают, с чего начать это направление развития.
- В России есть симпозиумы и резиденции для художников, скульпторов, которые Вы бы порекомендовали?
- По каким-то причинам сейчас действительно много появилось резиденций в России. Есть резиденция в Выксе Нижегородской области, во Владивостоке – «Заря», резиденции в поселке Голубицком в Тамани и в Норильске. Я сама посещала резиденцию в Мончегорске, там прошло четыре сезона, я курировала третий. Появляются новые, их сложно отследить, потому что они не распиарены.
Сейчас идет отбор заявок в арт-резиденцию «Сфера» в Перми. Сама функция арт-резиденций в настоящее время является не только социокультурной, но и экономической. Они поддерживают стратегию развития креативных индустрий в регионах. В Пензе такой резиденции нет, так же как и единого креативного кластера, за счет которого можно сформировать мощное комьюнити творцов. Но благодаря активности Центра развития креативных индустрий, созданного внутри проекта «Мой бизнес», мы к этому уже идем.
Конечно, хочется, чтобы в Пензе была программа по работе с городской средой, потому что по первому образованию я архитектор. Когда работала в Санкт-Петербурге, познакомилась с ребятами из Новосибирска, они ездили по всей России, у них был такой интересный подход к среде, что я до сих пор их не могу забыть, мне хочется это где-то повторить. Они собирали молодежь, проводили с ними мастер-классы обучающие, ходили с ними в городские экспедиции, учили их выявлять определенные смыслы на территориях и с помощью небольших действий, не сильно финансово затратных, эти смыслы в городе вытягивать на передний план. Такой подход чем хорош? Молодежь часто, находясь в своем городе, не чувствует его, а когда они с этой средой провзаимодействовали на уровне творца, когда куратор направлял их взгляд, конечно, у них будет совсем другое отношение к городу в целом. Оно будет более тонкое, внимательное.
- Какие смыслы можно выявить в городской среде и как можно сделать на них акцент?
- К примеру, вдруг обнаружилась какая-то заброшенная водонапорная башня. На ней можно нарисовать граффити, превратив в арт-объект, изобразить акробатов, потому что эта башня стоит, например, рядом с цирком. Если брать конкретно наш город, то можно обыграть историю с ласточками, символом Пензы. Можно в локации «Ласточкины горы» сделать арт-объект в виде ласточкиных нор, гнезд или, к примеру, теней, нарисованных на асфальте, как будто над тобой кружит стая ласточек.
- Что Вас вдохновляет на проекты?
- Люди - когда встречаешься с кем-то энергетически заряженным, своими мыслями увлеченным, когда человек постоянно свои гипотезы опробует, когда не боится идти против стереотипов.
- Вы и арт-куратор, и художник, и скульптор. Какая из ипостасей ближе всего?
- В разное время - разные. Мне, конечно, хотелось бы курировать локальные, региональные проекты, когда есть практика, комплексная история. Но жизнь сама находит оптимальные варианты для тебя. У меня сейчас это творческая мастерская на Московской.
Другие интервью читайте здесь.
Ольга А.