Профессор ПГУ Галина Канакина о Тотальном диктанте: «Оценка - это повод выяснить, над чем стоит работать»
Заведующая кафедрой русского языка ПГУ, председатель экспертной комиссии по проверке Тотального диктанта в Пензенском регионе профессор Галина Канакина рассказала, для чего взрослым людям проверять грамотность.
- Галина Ивановна, что такое Тотальный диктант для Вас?
- Для меня Тотальный диктант ‒ это ещё одна из возможностей прививать населению интерес к русскому языку, мотивировать людей к совершенствованию грамотности. Меня привлекает не процесс проверки диктантов и подсчета ошибок (для преподавателей нашей кафедры это дело обычное), а возможность общаться с людьми разных возрастов, видеть их интерес к слову, желание быть в гуще общественной жизни.
- Какое количество участников Тотального диктанта ожидается в этом году? Меняется ли со временем возрастной состав его участников?
- В условиях сложной эпидемиологической обстановки в Пензенской области произошло снижение количества участников Тотального диктанта. Например, в 2021 году их было чуть больше 700. Сейчас обстановка начинает улучшаться, писать диктант запланировано на пяти площадках в городе. Еще несколько будет работать в районах области. Ожидается, что напишут диктант не менее 1000 человек.
Проверить свою грамотность приходят люди разного возраста. Радует тот факт, что в числе участников массовых диктантов в основном люди в возрасте от 20 до 50 лет. Самому взрослому пензенцу, присоединившемуся к этой акции, за 80!
- Есть ли общая статистика по грамотности в стране? Насколько успешно проходят диктанты в Пензе? Способствует ли, на Ваш взгляд, это мероприятие повышению правописной грамотности населения Пензы и Пензенской области?
- Директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец отмечает, что около 3-5% участников акции «Тотальный диктант» ежегодно получают отличную оценку. Однако, по ее мнению, результат здесь не главное, «двойка» или «тройка» за диктант ‒ совсем не позор. Оценка ‒ это повод выяснить, над чем стоить работать. Я с этим полностью согласна.
В 2014 году оценку «отлично» получили 4 человека (1,8 %), а 2019 году - 124 человека (8,3 %). Правда, и оценку «неудовлетворительно» получают ежегодно около 20-25 % пишущих. Эти показатели достаточно условны, к ним надо относиться с учетом того, что каждый год состав участников акции меняется и проследить за повышением грамотности каждого участника невозможно. Но зато как радостно, когда постоянные участники (есть и такие) сообщают, что в этот раз они получили за диктант «пятерку».
- Орфографические или пунктуационные ошибки чаще встречаются в работах пишущих диктант? Возникают ли у экспертов трудности по проверке работ?
- Орфографических ошибок пищущие допускают немного (правда, в отдельных работах встречалось и 10 ошибок). Это типичные ошибки на правописание наречий, -н-/-нн- в прилагательных и причастиях, написание не/ни с разными частями речи. Причины этих ошибок в том, что для правильного написания нужно не только знать правила, но и уметь определять части речи. Чаще в работах встречаются пунктуационные ошибки: постановка двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, запятые при обособлении второстепенных членов предложения, знаки препинания при вводных и вставных конструкциях и некоторые другие. Все эти ошибки связаны с недостаточным знанием грамматики, неумением видеть структуру предложения. О сложности постановки знаков препинания в тексте диктантов говорят и сами авторы. Например, Леонид Юзефович так высказался об этом: «Может быть, там будут пунктуационные сложности, потому что я иногда думаю: можно поставить двоеточие, можно поставить и запятую, можно и тире, а можно точку».
Однако, полагаю, что правил пунктуации для пишущих никто не отменял. Безусловно, возможны и авторские знаки, с их помощью автор передаёт особый смысл, а диктующий предупреждает о них особой интонацией. Следовательно, пишущие диктант должны уметь слушать диктующего.
- Можете ли Вы назвать самую курьезную или нелепую ошибку, описку в диктанте?
- Подобные случаи хоть и редко, но были. Обычно такие ошибки вызваны незнанием значения слов, недостаточным словарным запасом. Самым «богатым» в этом плане оказался текст Гузель Яхиной об учителе словесности (2018 год). В диктанте встретилось написание «шилопайничал» вместо «шалопайничал» (от слова «шалопай»). Но больше всех не повезло слову «палисадник». В текстах проверенных работ его написание встретилось в трёх вариантах: «поли-садник», «полесадник» и полусадник». Чем при этом руководствовались пишущие, непонятно.
- Как вы оцениваете тексты диктантов с точки зрения их содержания? Способствуют ли они повышению интереса к русскому языку и современной литературе?
- Тексты для нынешних диктантов пишут современные авторы. Тексты диктантов в основном создают позитивный настрой у пишущих. Но, на мой взгляд, не всегда. К сожалению, текст Дмитрия Глуховского «Очередь», по которому писали диктант в пензенском регионе в 2021 году, в плане содержания не выдерживает никакой критики. В непростой эпидемиологической обстановке люди вынуждены писать текст об унылой очереди «серых людей» на прием к онкологу. Об очереди, в которой каждый «в ожидании приговора ... просматривает наспех свою жизнь». В психологическом плане воспринимать этот текст достаточно тяжело. Вряд ли после знакомства с ним захочется обратиться к творчеству его автора.
- Как Вы оцениваете команду организаторов диктанта?
- В 2018 году координатором акции «Тотальный диктант» в Пензе и Пензенской области стала Марина Тарасова, выпускница нашего факультета. Она человек творческий, инициативный, талантливый, под ее руководством очень четко работает команда ТД: налаживаются связи с партнерами, открываются новые площадки для проведения диктанта, привлекаются спонсоры.
- Что делают преподаватели кафедры по совершенствованию грамотности жителей Пензы, кроме участия в проведении ТД в качестве дикторов и его проверке?
- После проверки диктанта преподаватели кафедры обязательно проводят работу над ошибками. Все желающие могут ознакомиться с проверенными работами и получить комментарий экспертов по поводу допущенных ошибок.
Уже в 2015 году на базе библиотеки им. В. Г. Белинского в рамках Интеллектуального парка «Академия» кафедрой была организована «Школа русского языка», которая в этом году переместилась в Центр грамотности (Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова). На занятиях Школы проводилась и проводится не только подготовка всех желающих к ТД, но и большая просветительская работа по приобщению к русскому языку населения Пензы. Бессменный руководитель Школы – старший преподаватель кафедры Людмила Борисовна Гурьянова.
Кроме того, ежегодно 6 июня, в день рождения Александра Сергеевича Пушкина, мы проводим для населения региональный диктант по текстам, отражающим историю и культуру Пензенского края.
Напоминаем, что зарегистрироваться для участия в очном тестировании можно с 30 марта на официальном сайте Тотального диктанта-2022. Написать диктант в этом году также можно и в онлайн-формате «#пишемдома».
Читайте также: «Куратор «Дома Бадигина» Анастасия Суднева: «Для меня самой эта площадка пока «терра инкогнита».
Ольга А.