25 ноября 2024, ПН, 13:56
8 февраля 2022 Интервью

Куратор «Дома Бадигина» Анастасия Суднева: «Для меня самой эта площадка пока «терра инкогнита»

фото: из личного архива Анастасии Судневой

В интервью порталу «Пенза-Взгляд» Анастасия Суднева рассказала, как получилось, что сначала в арт-пространстве «Дом Бадигина» появился рояль, а потом произошел резкий поворот в ее карьере.


Справка портала «Пенза-Взгляд»: Дом Бадигина (Куйбышева, 3) – памятник истории и культуры регионального значения, в котором родился и жил исследователь Арктики, Герой Советского Союза, капитан дальнего плавания, писатель – маринист, Константин Сергеевич Бадигин.
Усадьба была построена во 2-й половине XIX века, и принадлежал домовладельцу Микулину.
В 1988 году двухэтажный с мезонином дом был занесен в Свод памятников истории и культуры Пензенской области .
После пожара 2009 года, дом восстановили по архивным документам и старинным фотографиям. С уцелевших деталей элементов лепнины были сделаны слепки. Чугунные украшения, сохранившиеся после пожара, использовали для образцов.
На данный момент здесь активно реализуются выставочные проекты. Представлена экспозиция нонконформизма и концептуального искусства 1980-2000-х (из собрания Пензенской картинной галереи). Работает выставочный проект, посвящённый 100-летию Башни Татлина. На цокольном этаже разместилось арт-пространство.

( источник: пресс-служба Пензенской картинной галереи)


- Все знают тебя как творческого человека и прекрасную пианистку, пензенцы ходили с детьми на твои музыкальные сказки. Должность куратора «Дома Бадигина» стала для многих неожиданностью...

- Сомнений очень много по этому поводу, страхов, но это один из тех моментов, когда понимаешь, что нужно говорить «да»!

Конечно, решение было непростым — нужно было увольняться с предыдущего места работы, начинать с чистого листа, сфера хоть и творческая, но совершенно незнакомая — выставочная, организаторская деятельность. С одной стороны, в филармонии было просто - с некой регулярностью я давала концерты, продвигала их с помощью постов в соцсетях, а здесь на мне целая организация. Но я понимала, что буду жалеть о том, чего не сделала... поэтому я подумала три дня и согласилась.

- То есть для тебя это предложение тоже было неожиданностью?

- Мимо этого дома я ходила очень часто, в 2009 году он сгорел, через пару лет его, к моей радости, отреставрировали, и на нем появилось объявление «Аренда». Я думала: «Внутри, наверное, должна быть такая красота, так здорово! Арендовать бы там помещение, поставить рояль, делать концерты... А если бы еще картины развесить...»

Потом дом стал скучным — сюда заехали какие-то конторы, фирмы... Как говорил профессор Преображенский, пропал  Калабуховский дом...

Ходила, мечтала дальше. Затем, больше года назад, мне попалась заметка, что здесь открыли арт-галерею «Дом Бадигина». Жила я на тот момент неподалеку, но, как это часто бывает, никак не могла сюда зайти, все время что-то отвлекало... Примерно год я шла до дома Бадигина, который от меня в пяти минутах ходьбы.

В один прекрасный день я все-таки зашла. Был выходной, но я уже решилась. Дергаю дверь - открыто! Встретила меня тогда совершенно потрясающая женщина, теперь уже прежний куратор этого дома, Алла Вазерова. Был конец сентября, Алла мне все показала, и я предложила: «А что, если сюда привезти рояль?».

- Рояль был в кустах?

- Рояль был. Его купил мой папа по объявлению, инструмент хороший, недорого продавался, но, так как ставить его было некуда, он пять лет стоял зачехленный и никому не нужный в музыкальном колледже.

Почти перед Новым годом рояль нашел свой дом, а вскоре к нему «переехала» и я. Буквально на следующий день после того, как мы перевезли рояль, я встретила в магазине, совершенно случайно, Аллу Вазерову, в расстроенных чувствах. Она сказала, что ее назначают директором ГБУ «Государственный архив Пензенской области» и очень переживала за Дом Бадигина, которому отдала полтора года жизни: «Пропало мое детище...Никто же за такую работу не возьмется, таких сумасшедших еще поискать нужно!»

Я сказала: «Алла, этот сумасшедший стоит напротив тебя».

Она предложила мою кандидатуру Кириллу Застрожному, и на следующий день мне позвонили... Так накануне Нового года я свернула с проторенной дороги.

- Рояль и Анастасия Суднева - это всегда значит музыка. То есть музыка теперь здесь прописалась на постоянной основе?

- Поскольку я музыкант, то музыканты теперь здесь будут. Уже был концерт джазового коллектива «Улица Рахманинова», неоднократно я сама выступала, будет концерт Алексея Герасимова, собиралась выступить Алла Тархова, Павел Тачков со стихами... Я думаю, мы много чего интересного в этом направлении еще сделаем. И артисты, и чтецы, и музыканты будут постоянными гостями «Дома Бадигина». Подумываю о выступлении хореографических коллективов, пространство небольшое, но в этом есть как минусы, так и плюсы. Премьера авторского фильма в «Доме Бадигина» уже состоялась.

Здесь будут все жанры. Это галерея современного искусства, она не позиционируется как картинная галерея. Все, что творится в искусстве в Пензе и за ее пределами, нам интересно.

- То есть все жанры хороши, кроме скучного?

- Чем хорош «Дом Бадигина», так тем, что он открыт для всех. Скажем, придет человек, непрофессионал, в филармонию и скажет: «Хочу сыграть концерт». Ему ответят: «Уважаемый, а на каком основании?». Скорее всего он получит отказ.

А у нас такое возможно! Конечно, определенный критерий есть — здесь не будет дворовых песен под гитару или самодеятельных, слабых стихов... Но...

Чем отличается профессионал от любителя? Профессионал зарабатывает искусством, а любитель им просто живет. И необязательно, что он это делает хуже профессионала. Для того, чтобы войти в историю искусства, диплом не нужен. Данная площадка открывает возможности для очень разных людей.

- А музыкальные сказки, которые ты делала в филармонии, мы еще увидим?

- Обязательно! Более того, сказки — это первое, что я хотела бы здесь сделать, но, увы, как раз сейчас коронавирус, ввели ограничения 18+, и пока для детей мы закрыты. Ждем, когда все закончится, и будет новый проект. Уже практически готов к показу «Маленький принц» - проект, который мы делаем с актрисой псковского театра, которая сейчас живет в Пензе. Очень хочу всем его показать. Экзюпери и хорошая музыка - что может быть для детей лучше?

- А каких композиторов дать послушать ребенку, чтобы не убить в нем интерес к классике на корню?

Я придерживаюсь точки зрения, что ребенку нужно давать слушать произведения, которые на слуху. Самое популярное, что есть в классике — Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Лунный свет» Дебюсси … То, что звучит в фильмах, по телевизору, в качестве рингтонов на сотовых. Это проверено временем и слушателями. Это популярно, и ничего в этом плохого нет. Другой вопрос, что понемногу к этому нужно добавлять что-то более глубокое и сложное. Именно по этому принципу я выстраиваю свои концерты.

Без этой «классической попсы» не обойтись, поскольку люди это любят. Да и я это очень люблю играть, потому что это гениально. Поэтому «Сто хитов классической музыки» это хорошо, причем не только для детей. У меня взрослые спрашивают - с чего начать слушать классику? Начинайте с этого, а там распробуете и поймете. Ведь если только это слушать, то будет оскомина.

Кому-то близок романтизм, кто-то кайфует от Вагнера. Например, я понимаю, что несмотря на то, что я профессионал, это абсолютно не мой композитор. То же самое с Шуманом. Ну никогда он у меня не будет звучать в наушниках, а вот импрессионисты мне близки...

И на классике не нужно зацикливаться. Я, например, не представляю жизнь без джаза...

- Кстати, этим летом ты дала два уникальных концерта в качестве уличного музыканта. Готовы ли пензенцы услышать такую музыку на улице?

- Кстати, готовы! Причем, удивительно, «зашла» именно классическая музыка. Я там делала такой «винегрет» - и классика, и джаз, и эстрада, и какие-то саундтреки к фильмам... Известные и неизвестные. Но классика привлекала внимание больше всего. Потому что это никто не ожидал услышать на улице. На улице обычно звучит какая-то фоновая музыка, легкая для восприятия. А тут «Ноктюрн Шопена», и публика сразу начинает собираться... Особенно это показательно было даже не на Московской, а на Олимпийской аллее. Там мне очень понравилось играть, но и на Московской тоже здорово!

Раньше я очень скептически к таким выступлениям относилась. Почти пренебрежительно. «Как так? Классическая пианистка на улице? Зачем?». А тут... Я обязательно продолжу такой формат этим летом. Кстати, за «Бадигиным» есть открытая площадка, и на ней уже были концерты. Алла Вазерова делала подобные эксперименты, а мне сам бог велел.

Будем развиваться постепенно, шаг за шагом. Для меня самой эта площадка пока «терра инкогнита», иду наощупь, хорошо, что есть люди, готовые поддержать.

Другие интервью с официальными лицами и интересными собеседниками читайте здесь.

Читайте также
Больше новостей