20 апреля 2024, СБ, 15:04
22 мая 2017 Культура

Электрошоковая терапия: впечатления от третьего дня Jazz May в Пензе

Автор:Дмитрий Инюшкин
фото:Андрей Демин

Заключительное отделение пензенского джазового фестиваля стало потрясением для публики.

Завершающий концерт открывала Алина Ростоцкая и группа «Jazzmobile» - случай воспринимался как особый, в том числе потому, что продюсер фестиваля Олег Рубцов в начале вечера сам вышел на сцену, чтобы сказать вступительное слово и заодно поблагодарить всех причастных к организации трехдневного события.

Алина сотоварищи предложила залу достаточно непростую музыку, в которой то и дело слышатся этнические отголоски – от сефардских до старинных русских, и складывается впечатление, что именно в последних душа молодой певицы находит для себя заветную нишу, а сильный звонкий голос звучит наиболее органично. Во всяком случае, единственный джазовый стандарт, сыгранный за весь сет, выглядел скорее инородно – не более чем дань традиции.

Эксперименты и искания Ростоцкой и «Jazzmobile» звучали технично, но холодновато, а выделить кого-либо из коллектива в целом было достаточно сложно. Тем не менее, москвичей пензенская публика приняла тепло, щедро наградив аплодисментами. Оставалось дождаться последнего отделения, в котором выступала группа «Electric Shock» - интернациональный коллектив, составленный из двух венгерских музыкантов, одного француза и одного россиянина.

Олег Рубцов долго думал, в каком именно порядке поставить участников завершающего концерта. То, что «электрошокеры» пошли вторыми, было абсолютно справедливо: такая точка дорогого стоит. Бас-гитарист Антон Давидянц написал в своем профиле за два дня до концерта: «21-го мая выступаю в Пензе с моими любимыми венграми - Mike Gotthard и Dániel Szebényi. А на барабанах с нами в этот раз будет один из моих любимых барабанщиков в мире Nicolas Viccaro. Приходите, пензенцы! Будет ураган, я вам обещаю».

Именно так все и было: с первых секунд «Electric Shock» обрушил на зрителей звуковой шквал небывалой мощи, чистоты и объема – тот случай, когда музыка в том числе буквально пробирает до печенок. Это была в известной степени проверка на прочность под девизом «пленных не берем»: идеально сыгранная международная команда исполняет виртуозно слепленный фьюжн, который способен озадачить многих людей, честно считающих себя поклонниками джаза. Но это обстоятельство только лишний раз подчеркивает, насколько джаз многолик и разнообразен.

Фьюжн с изрядной примесью фанка – это не то, что обычно звучит в рамках фестиваля Jazz May, не говоря уже о том, что гитарист Майк Готхард с его пирсингом и татуировками мало напоминает джазового музыканта. Однако «Electric Shock» был подавляющим большинством зала принят с восторгом, потому что блистательное мастерство находится вне жанров и внешних признаков. На сцене хороши были все, но ошеломляющие гитарные и барабанные соло впечатляли особенно - хотя сразу же приходится вспомнить о бас-гитаре и электронных клавишах. В зале же маленькой трогательной изюминкой была юная зрительница лет пяти, которая увлеченно танцевала под бурлящие ритмы.

Тщательно выстроенная часовая программа пролетела стремительно, и понятно, что сразу гостей не отпустили. Причем то, что они сыграли на бис, опять же было на редкость продуманным завершением: в качестве последнего подарка был выдан неожиданно блюзовый номер, на протяжении которого было слышно, что зал буквально затаил дыхание – чтобы потом снова взорваться аплодисментами и воплями восторга.

Вот так закончился седьмой Jazz May в Пензе – возможно, обозначив на будущее, что следующие фестивали будут предлагать новые впечатления и открывать новые возможности. 

Отчеты о первом и втором вечере.

Фотоотчеты можно найти ЗДЕСЬ