26 апреля 2024, ПТ, 14:01
1 июня 2016 Интервью

Вышел за рамки

фото:фото Н. Жеребцова

Его нельзя назвать бунтарем, скорее, человеком, который мыслит не по шаблону. Его острых оценок опасаются. Многие фотографии из его коллекции про старую Пензу имеют музейную ценность.

Денис Коробков поделился с «Горожанином» своими мыслями о творчестве, жизни, людях и городах, загнанных в рамки.

– Для кого работают современные художники?

– Я пишу для себя и делаю это максимально искренне. Стараюсь выбирать темы, которые необходимо сейчас поднимать. В Пензе многие считают меня человеком высокомерным, это не так. Просто я сам расставляю приоритеты.

Последняя серия работ «Пензенские перспективы» перекликается с моей любимой темой краеведения. Я старался показать, какой Пензу видят туристы. Задрав головы, они шагают по улицам и обращают внимание на детали, которых мы не замечаем. Для нас это непривычный ракурс, мы редко поднимаем взгляд выше уровня глаз прохожих. А еще я нарисовал то, чего уже нет: лепнину, цветные плитки, которые заменил дешевый кафель. Большинство разницы не видит, я их не виню. Но есть люди, которые получают за свою работу деньги. Им нужно пальцем пригрозить: «Ребята, вы что делаете с Пензой?»

– Где можно увидеть ваши работы?

– Я ушел в интернет. Размещаю их изображения на личных страницах в соцсетях, и, оказалось, не зря. Огромное количество людей их посещает. Приходят приглашения из России и из-за границы.

– Вы часто участвуете в дискуссиях о городской среде. Вас слышат или это разговор со стеной?

– Я бы хотел изменить отношение людей к городу. Интерес мой заключается в том, чтобы среда обитания была максимально гармоничной. Когда человек строит дом на продажу и не собирается в нем жить, это развязывает ему руки. Архитектурные категории переходят из разряда «красиво» и «удобно» в разряд «сколько стоит». И перспектива страшная, потому что другой мотивации нет. Рациональность заменяется утилитарностью: дешевле, современнее, проще. В итоге это приводит к тому, что люди не хотят жить в своем городе. Исторический центр уничтожается, застраивается высотками. Это будет совершенно другой, незнакомый город.

– У вас есть в Пензе любимые уголки?

– Я люблю двух-трехэтажную Пензу. В такой застройке не чувствуешь себя букашкой. Я живу в историческом центре и понимаю, как счастливо устроился, как близок к тем вещам, которые дают мне энергетическую подпитку. Люблю сквер Лермонтова, приближенный к своему первоначальному виду. Люблю холм, на котором расположен парк Белинского. Пока здесь растут дубы, это место силы. Такой пензенский Олимп, где можно чувствовать себя богом, а маршрутка спустит тебя к ним – земным.

– Вы так любите Пензу. Это и есть настоящий патриотизм?

– Скорее, эгоизм. Я хочу жить в красивом чистом городе, ходить по уютным улицам. Чаще всего слово «патриот» я слышу от людей, которые вообще ничего делать не умеют. Я борюсь даже не за Пензу, а за ее историческую часть, где еще есть шанс сохранить ее ценность, оставить как эталон, от которого нужно отталкиваться. Когда я пишу статьи, которые можно найти в интернете, это не оттого, что я хочу с кем-то поругаться, как думают многие. Это потому, что больше сил нет терпеть.

– Как же сохранить близкую сердцу старину?

– Дай школьникам или студентам задание нарисовать Пензу будущего – они все изобразят Манхеттен. Они хотят жить по шаблонам, которые им навязали, правда, не понимают этого. Если у человека постоянно перед глазами квадрат в разных масштабах, его подсознание ограничено рамками. Пензяки, которые жили в деревянных домах с резными наличниками, были намного душевнее нас. Если внутри тебя пустота, ты будешь вокруг себя делать кубики.

Надо менять не город, а себя. В Пензе сейчас происходит видимость изменений. А надо не таблички приколачивать и переименовывать, а сохранять. Умный человек всегда занимается поиском причин, неумный – разгребает последствия.

Источник: газета «Горожанин», №21 (050) от 1 июня 2016 года. Автор: Эльвира Петрова