29 апреля 2024, ПН, 14:44
25 августа 2023 Интервью

Основатель ГК «Ростум» Александр Мухин: «Ребенку важно быть счастливым в школе»

Автор:Уйменов Алексей
фото:Пенза-Взгляд

Частная сеть образовательных центров «Академия Ростум» первой в регионе получила лицензию на предоставление услуг общего образования. Это стало поводом для разговора с одним из ее директоров Александром Мухиным.

Александр Валерьевич, на протяжении большей части своей профессиональной деятельности вы не были связаны со сферой образования. Что привело вас к ней?

Так или иначе, образованием я занимаюсь с 17 лет. В 1988 году я первый раз в составе отряда «Пламенный» работал вожатым в лагере городского пионерского актива «Мальчиш- Кибальчиш». Случилось так, что я с детства попал в хорошие руки педагогов — Ирины Алексеевны Кудряшовой, Валентины Борисовны Савельевой, в руки своей бабушки Любови Егоровны, которые вложились в мое воспитание и образование. Мне хочется отплатить тем же самым. Говорят, что любовь к Родине возникает там у ребенка, где ребенок чувствует любовь Родины к себе. Я обласкан любовью той страны, которая уже не существует, людей, живших в той стране, и считаю важным проявить свою любовь к ним сейчас через образование.

Недавно «Академия Ростум» получила статус первой в Пензенской области лицензированной частной школы. Насколько это событие можно считать знаковым для развития образования в регионе?

Это знаковое событие для «Академии Ростум», поскольку до нас никто этого не делал. С момента вступления в силу закона о лицензировании отдельных видов деятельности и закона об образовании в Пензенской области не было частной школы, имеющей лицензию на общее образование, а другие организации называться частными школами и не могут. Поэтому такая новация, такая практика является для нас знаковым событием, тем более что мы задумались и работали над тем, чтобы получить лицензию, с марта 2021 года. Я считаю, что именно частные организации, работающие в образовательной сфере, являются двигателями развития отрасли, поскольку ни одна муниципальная или государственная компания не может позволить себе вложить такой объем средств, который вкладывают частные структуры в подготовку своих специалистов и в развитие образовательной среды в своих учреждениях.

Вы считаете, что эти средства окупятся в дальнейшем?

Безусловно. Как сказал один из гуру в области образования Джон Медина, человеческое обучение - это опыт взаимоотношений. В нашем случае это опыт взаимоотношений взрослых в лице педагогов и учеников. Вложения в компетенции педагогов, в развитие инструментария, тех методик, с которыми они работают, развивают этот опыт.

Кто был инициатором лицензирования частной школы?

Инициатором была управленческая команда «Академии Ростум», в частности наш самый главный директор - Инна Викторовна Завитаева. Она обсуждала длительное время с командой эту идею и приняла решение о необходимости ее реализации.

Что вас убедило в необходимости этого шага?

Из марта 2021 года уж точно было не очень очевидно, что мы можем этот путь пройти и получить эту лицензию, да и не все государственные органы, задействованные в процессе выдачи заключений, были к этому готовы. Возможность работать с программами общего образования открывает новую для нас целевую аудиторию родителей и учеников. Если раньше мы работали только с заочниками, то сейчас можем зачислять учеников на программу общего образования. Это снимает ограничения, которые у нас были с лицензией на дополнительное образование.

Для вас это больше бизнес-проект, на котором можно заработать, или все же он несет социальную нагрузку?

Поскольку мы не получаем никаких субсидий и дотаций от государства, и пока не очень хотим их получать, нам важно, чтобы все наши проекты были экономически окупаемыми, чтобы мы могли выполнять свои обязательства и вкладываться в развитие собственной компании, в развитие компетенций педагогов и образовательной среды. Для нас всегда было важно, чтобы мы создавали некую полезность, и если она существует, если она ценна родителям, семьям, детям, которые учатся в «Академии Ростум», то и денег мы точно заработаем. На ваш вопрос сложно ответить прямо — что это социальный проект или бизнес-проект? Академия окупаема с 2008 года, но мы также создаем дополнительную ценность для тех семей, которые являются нашими клиентами, и это первично.

Сейчас отделения школы есть только в Пензе. Планируется ли расширение сети в регионе — в городе Спутник, в Заречном?

Пока у нас нет таких планов.

Можно ли учиться в «Академии Ростум» удаленно?

Юридически и фактически это возможно. Все наши классы оборудованы видеокамерами, микрофонами, и дистанционно ребенок может присутствовать в классе. Учиться в таком формате будет сложнее, потому что педагог работает прежде всего для тех детей, которые находятся в классе. Ребенок, который по каким-то причинам в классе не может присутствовать, получит ту же информацию, но не сможет выполнять групповые задания и упражнения.

В Пензе есть лицеи и гимназии с углубленным изучением предметов по разным профилям. В чем преимущество «Академии Ростум»?

Родители очень часто приходят к нам с конкретными запросами. Если это первый класс, то родитель говорит - не хочу, чтобы мой ребенок попал в токсичную среду, хочу, чтобы он был счастливым. Не стал когда-нибудь счастливым по окончании школы, а здесь и сейчас был таким в процессе достижения образовательных результатов, обучаясь с интересом. Именно этим мы отличаемся от большинства школ и об этом говорят родители - это не наши фантазии. За 21 год работы мы научились партнерским отношениям с детьми, неагрессивным отношениям между педагогом и ребенком, педагогом и родителями, между учениками. Хотя, конечно, я знаком со многими городскими школами, где есть замечательные педагоги, школы, есть замечательные результаты у этих школ.

Как вы подбираете педагогов и учителей? Какие критерии являются при этом главными?

Прежде всего, мы подбираем специалистов по рекомендациям, затем приглашаем педагога, пьем чай, много разговариваем, задаем друг другу много вопросов, понимаем насколько мы на одной волне, насколько наши взгляды и ценности совпадают или расходятся. После этого обсуждаем с педагогом необходимость прохождения дополнительного обучения по тем методикам, которые мы реализуем.

Если предположить, что достижения педагога не вызывают сомнений, но в личностном плане он вас не устраивает, вы можете отказаться от его услуг?

Мы точно откажемся. Лев Семенович Выготский, советский психолог и педагог, еще в 30-е годы прошлого века рассказал, что образование без воспитания невозможно. Воспитание — это процесс развития ценностей, их формирования и передачи от взрослого ребенку. Если мы личностно не подходим друг другу с педагогом, не получится того самого воспитания и образования. Есть риск и он велик, что мы не сможем достичь тех образовательных результатов, которых хотим. Причем мы говорим не только про предметные результаты, но и личностные, метапредметные.

Как в «Академии» учитываются способности школьника к тем или иным предметам? В каком возрасте начинается углубленное изучение дисциплин?

Мы сторонники концепции множественного интеллекта и поэтому считаем, что не существует какой-то предрасположенности у ребенка к тому или иному предмету изначально. Эта предрасположенность сформирована родительским отношением либо педагогами. Мы говорим, что не бывает нелюбимых предметов - бывают нелюбимые учителя. И, безусловно, какой-то предмет в силу большего интереса ребенка может даваться ему легче, а какой-то чуть сложнее, но до 9 класса мы не рассматриваем необходимость углубленного изучения какого-то предмета. Все идут по одной программе, выбирая лишь второй иностранный язык: первый у всех английский, второй - немецкий или французский. С 9 класса школьники, готовясь к ЕГЭ, идут по индивидуальному учебному плану, выбирая для углубленного изучения от 2 до 4 предметов, на которые вводятся дополнительные часы.

Важно ли для школы, сколько ваших выпускников в итоге сдадут удачно ЕГЭ?

Как я уже говорил, все больше родителей приходит с запросом «хотим, чтобы ребенок был счастливым». Важен ли для них при этом предметный результат? До тех пор, пока они считают, что ребенок может быть несчастливым, неважен. Он становится важен, когда они понимают, что ребенок находится в психологически комфортной среде, и это главный вектор - если он счастлив, тогда можно поговорить и о предметных результатах. У нас есть история, когда десятиклассница, еще будучи заочницей, пришла в «Академию», и ее мама сказала, что это первый год за все 10 классов, когда ребенок пошел в школу с удовольствием. Первый результат, которого мы хотим добиться - чтобы ребенок учился с интересом. Затем, лет через 10-15, имеет смысл задать ему вопрос - счастливый ли ты человек сейчас? А был ли ты счастлив в школьные годы? И насколько с позиции повзрослевшего на 10-15 лет выпускника ты оцениваешь школу как место, производящее счастливых людей? Для нас важны предметные результаты, но гораздо больше внимания мы уделяем формированию личностных качеств и метапредметных результатов, универсальных учебных навыков - коммуникации, способности сотрудничать, развитию критического мышления, креативного мышления, волевого потенциала, регулятивных функций, способности ребенка управлять своими эмоциями, временем. Я часто говорю, что когда учился, у одного из моих педагогов была поговорка - «отличники, дайте списать троечникам, вам к ним еще на работу устраиваться». Это как раз про метапредметные навыки и результаты, которые позволят нашему выпускнику осваивать любые знания в тот момент, когда они ему понадобились, в том числе за рамками школы. Я верю в то, что концепция «long life learning» (обучение в течение всей жизни) распространилась по всему миру, и уже невозможно, однажды получив образование, быть успешным и счастливым на протяжении всей оставшейся жизни.

Автор: Алексей Уйменов

Ольга А.
Ольга А.