Чудеса Спасского собора
Он еще не достроен и не открыт, но уже притягивает к себе жителей.
Языки колоколов обвязаны прочными, натянутыми, похожими на бельевые веревками. Кажется, будто колокола сдерживаются ими, словно лошади удилами, и дай им волю, начнут перезваниваться, обсуждая журналистов, которые не оставляют Спасский кафедральный собор без внимания с момента закладки первого камня, произошедшей десять лет назад.
 
«Опять лезут на звонницу!» - прогудел бы самый огромный, восьмитонный колокол.

«Опять, опять!» - подхватили бы колокола поменьше.
 
 
 
 
Сюда попадаешь, преодолев десятки ступенек узкой металлической лестницы, по пути погружаясь в полную темноту, а затем выныривая из нее, изучая внутренности колокольни. Но виды, открывающиеся отсюда, стоят того, чтобы подняться на самый верх.
 
 
 
Пенза смотрится очень зеленой и светлой, дома утопают в изумрудном море. Отсюда город выглядит по-новому, заставляя изучать и заново узнавать себя.
 
Звонница и собор отстраивались на глазах жителей и уже близки к тому, чтобы стать такими, какими их задумали.
Новый Спасский собор больше прежнего, взорванного летом 1934 года, его общая площадь более 6092 кв.м. Разместиться в нем могут до пяти тысяч прихожан. Спасский кафедральный собор смещен в сторону улицы Московской на тридцать метров.
Он сложен из 2 миллионов 200 тысяч кирпичей, многие из которых - именные. Высота помещения под центральным куполом составляет 40 метров, а колокольни со шпилем и крестом – 82,5 метра. Звонница Первохрама является самой высокой в Пензе.
Уже сейчас, не дожидаясь завершения строительства, люди идут к собору. В будний день за час удалось насчитать на территории возле храма троих участников фотосессии, семерых мам и бабушек с детьми, около десятка подростков, несколько влюбленных пар.

«Недавно проходил по площади мимо Спасского кафедрального собора и очень удивился тому, как здесь все стало, кажется, как будто гуляешь по какому-то другому городу», - делится впечатлениями пензенец Михаил.

«Мы живем рядышком, за «Родиной», поэтому с внучкой здесь гуляем. Раньше на площади только машины стояли, а теперь тут так все хорошо устроено», - говорит пенсионерка, присматривающая за играющими на площадке детьми.
«Какой колосс возвели! Казалось, что это нереально, но это стало былью. Насколько это будет священное место, трудно сказать. Первое время, наверное, будут ходить и смотреть, как на музейную редкость. Все просторно, эстетика чувствуется во всем.

Но есть один минус - брусчатка для пожилых людей не подходит, и все стараются идти по ровной плитке. А сюда как раз будут ходить пожилые, ведь к вере, как правило, приходят не в молодости, а когда уже есть определенный опыт за плечами, страдания. И еще здесь не хватает цветов, есть одна клумба, но хочется больше», - отмечает жительница Заречного Нина Серебрякова.
Здание собора внутри кажется монументальным и легким одновременно. Внимание сразу привлекает иконостас, готовый пока лишь на треть. «Иконостас – одна из главных святынь и украшение храма. К выбору мастерской для его изготовления подошли очень серьезно, провели конкурс. Остановились на мастерской «Палехский иконостас», которая возродилась более 20 лет назад и продолжает традиции палехских умельцев. Мы посещали мастерскую, смотрели работы, нас устроили и иконопись, и золочение, и резьба – все сделано очень качественно. Иконы уже оплачены на 70-80%, жертвуют средства и предприниматели, и пенсионеры – иконостас, как и собор, создается всем миром. Готов он будет к концу декабря», - рассказывает и.о. секретаря Пензенской епархии протоиерей Павел Матюшечкин.
В храме сейчас продолжаются работы по внутренней отделке – рабочие подкрашивают декоративные элементы, делают завершающие штрихи, но уже через пару недель работы в главном зале будут завершены, и останется отмыть его от строительной пыли.

Также еще предстоит внутренняя отделка Духовно-просветительского центра и подсобных помещений, расположенных на нулевом этаже. Материалы там будут использоваться в разы дешевле, чем в основном зале Первохрама: если один иконостас в соборе стоит 60 миллионов рублей, то в помещениях в подполе этой суммы хватит на все работы.
В восстановленном храме будут размещены не только новые иконы –сюда вернется главная святыня Пензы –Казанская-Пензенская икона Божьей Матери.

«Этой иконой царь благословил первопоселенцев нашего города в 1663 году, она с тех пор пребывала именно здесь, на этом месте, где изначально был деревянный храм. Потом он обветшал, и здесь возвели каменную церковь, которую также пришлось со временем перестроить – в конце 18 века построили собор, где она пребывала до тех пор, пока он не был уничтожен. В данный момент икона находится в храме святителя Митрофана. Надеемся, что в ближайшее время святыня будет возвращена на свое место», - говорит протоиерей Павел Матюшечкин.
Именно с ней связывают чудесное спасение Пензы от кочевников – в 1717 году крепость была окружена ногайскими татарами, которые захватили и выжгли все окрестности Пензы, увели в плен тысячи крестьян.Печальная участь ждала бы жителей, ворвись татары в крепость. Люди собрались у Казанской иконы Божьей Матери и стали молиться, и татары по неведомым причинам обошли и не тронули поселение. С тех пор эта икона особенно почитаема пензенцами.
«Здесь находился целый комплекс икон, который был утрачен. Кроме доподлинно известной иконы Казанской Божьей Матери ни одной не сохранилось. В этом загадка собора, и нет никаких предположений, куда бы они могли деться», - рассказывает кандидат исторических наук, доцент Пензенской духовной семинарии Кира Аристова.
 
 
У стен храма в настоящее время восстанавливается часовня святых мучеников Евлампия и Евлампии.

«Эта часовня была построена в 19 веке на средства известной благотворительницы Марии Киселевой, там покоились останки пяти наших пензенских архиереев. Расположена часовня была на месте захоронения святителя Иннокентия, почитаемого народом. Со временем, когда собор был уничтожен, была разрушена и часовня, но примечательно, что восстановление собора началось именно с того места, где она стояла, - говорит протоиерей Павел Матюшечкин.
Мощи святителя также будут перенесены в храм, и, раз время здесь поворачивается вспять и все возвращается на свои места, есть надежда, что и исчезнувшие иконы будут найдены.

«Надеемся, что здесь в соборе будет много молящихся. Слава Богу, вижу, что количество верующих в Пензе растет, конечно, не так быстро, как хотелось бы, но если 30 лет назад было два храма в нашем городе, то сейчас – более 40. Постепенно к людям приходит осознание, что вера спасает, помогает, укрепляет», - отмечает протоиерей.
Каждый час, начиная с шести вечера, здесь проводятся экскурсии, но, даже если на них попасть не удастся, можно прогуляться самостоятельно и посетить несколько привлекающих внимание объектов.

Проход к храму открыт с четырех сторон - из сквера Лермонтова, аллеи которого соединены с дорожками возле собора, с улицы Московской, откуда собор видится во всей красе, со стороны улицы Советской - здесь сначала выходишь к колокольне, а также со стороны улицы Богданова, куда ведет лестница крепостного вала. Вид с каждой стороны красив по-своему, недаром любители фотосессий ходят возле собора кругами.
 
 
Со стороны улицы Богданова пешеходов встречает памятник муромским чудотворцам, покровителям брака Петру и Февронии. В скверике на подходе с Московской расположен памятник Матери. Неподалеку от него стоит стела «Слава героям».
С площадки перед дверьми, которые смотрят на Московскую, открывается хороший обзор на прихрамовую территорию и центральную улицу города.
Ночью собор и колокольня подсвечиваются, и прогулка по уютным, залитым светом фонарей дорожкам, а также возможность сделать памятные фото у ночного собора - одна из причин вернуться сюда.
 
 
 
Автор: Олеся Фирсова
Фото вечернего собора: Сергей Фирсов

Также вы можете увидеть, как спустя два века выглядят места, описанные в знаменитом романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».