12 декабря 2024, ЧТ, 13:20
25 мая 2016 Горожанин

Наглядное пособие

фото: Пенза-Взгляд

Сказки народов мира стали наглядной иллюстрацией конвенции о защите прав ребенка. «Снежная королева» рассказывает о том, что разлучение и препятствие общению ребенка с семьей является незаконным. «Золушка» – наглядное пособие по трудовой и экономической эксплуатации несовершеннолетних. Результаты безответственного поведения родителей описаны в сказке «Волк и семеро козлят». Как нарушаются права ребенка в реальной жизни, рассказала детский омбудсмен в Пензенской области Елена Столярова.

Электронная версия газеты "Горожанин" №20 (049) от 25 мая 2016 года

ПАМЯТКА ДЛЯ ЗОЛУШКИ

В канун Дня защиты детей «Горожанин» встретился с детским омбудсменом Еленой Столяровой. Разговор получился не столько о нормах права и жестком контроле, сколько о любви, семье и взаимопонимании.

– Вы давно работаете в социальной сфере, но недавно стали уполномоченным по правам ребенка в Пензенской области. Какие наблюдения вы сделали?

– Я работаю около восьми месяцев, за это время получила сотни обращений. Чаще всего права детей нарушаются в семейных конфликтах. При разводе родителей сложно решается вопрос о порядке проживания и местонахождения ребенка. В конфликт между бывшими супругами включаются бабушки и дедушки, тети и дяди. Ребенок становится инструментом мести. Он страдает в первую очередь. Ребенок счастлив, когда у него дружная семья, когда о нем заботятся, его любят, помогают приобрести жизненный опыт.

Вторая проблема – неисполнение алиментных обязательств. Мы решаем ее совместно с судебными приставами. Только в 2015 году судебные приставы взыскали в пользу детей более 34 млн.руб.

Третья – защита жилищных прав ребенка. Родители приобретают жилье по различным госпрограммам и за средства материнского капитала, но не всегда закрепляют доли за детьми, как это предусмотрено законодательством.

– Много конфликтов с детьми в последнее время возникает в образовательных учреждениях.

– Например, легче урегулировать вопрос о выполнении просьбы родителей предоставить место в детском саду, территориально расположенном рядом с домом. Труднее решаются вопросы, касающиеся отсутствия понимания между родителями и воспитателями относительно поведения ребенка в детском саду. Когда воспитатели считают, что ребенок не готов посещать детский сад, а родители, наоборот, считают, что педагоги не учитывают особенности развития их ребенка.

В школах стали частыми конфликты между детьми, которые порой доходят до драк. Когда в конфликт между детьми вмешиваются родители, он разгорается с новой силой. Они обращаются в полицию, добиваются, чтобы был наказан классный руководитель, директор школы. Мне кажется, слабо срабатывают школьные службы примирения, которые созданы во многих школах, но необходима подготовка этих служб по проведению переговоров и достижению согласия участников конфликта не продолжать конфликтные отношения.

Губернатор дал поручение по формированию рабочей группы и предложений по профессиональной переподготовке и обучению психологов, работающих с детьми в школах. При этом необходимо межведомственное взаимодействие всех специалистов, работающих в сфере детства. В 2015 году у нас в регионе была 31 попытка суицида, четыре из них завершились смертью детей. И когда мы начали изучать эту тему вместе с психологами, пришли к выводу, что причины таких поступков подростков кроются внутри семьи.

– Какой случай вас лично возмутил или заставил содрогнуться?

– Во-первых, это история мальчика, который ушел из дома. Его заметила прохожая. Он признался, что его побила мама. Я не раз разговаривала с этой мамой, она, конечно, очень переживает за то, что случилось. Личная неустроенность вылилась в агрессию по отношению к ребенку. Ей 32 года, она одна воспитывает ребенка, и, наверное, она нуждается в мудром совете, и очень плохо, что рядом с ней не оказалось человека, который мог бы ее поддержать и подсказать, как вести себя с десятилетним ребенком.

Еще одна ситуация – это драка девочек в марте на заброшенном пустыре. Они тоже растут в неполных семьях. Абсолютно ни в чем не нуждались, они одеты, обуты, сыты, ходят в кружки, посещают секции. Но, видимо, им не хватает любви близких людей.

Есть народная притча. Однажды ребенок спросил своего деда, почему говорят, что человек – как волк, а дед ответил ему: «В человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, доброту и верность. Ребенок спросил, какой волк побеждает. А дед ответил: "Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь"». Если мы проявляем агрессию, недовольство и жестокость к ребенку, он таким и вырастет. Любовь родителей питает душу ребенка.

– Мы все чаще слышим о пропавших детях. Почему они уходят из дома?

– Из семьи дети бегут, если есть конфликт. У мальчика, которого нашли в Дагомысе, непростые отношения с родными в семье. Девочка, которая сбежала из Терновки к бабушке, мальчик из кадетской школы тоже сбежали из-за непростых отношений в семье. Эти дети не находят тепла. Они хотят, чтобы их любили, так как они понимают родительскую любовь. Один из них даже написал записку: «Я не хочу ни для кого быть обузой, я ушел». Слава богу, что все живые.

Особая категория – сироты. Не бегут же дети из Неверкинской школы-интерната, а из Спасского детского дома уходят регулярно. Они стремятся к своим друзьям, которые закончили школу и живут в Пензе. Другие дети бегут к своим родителям, лишенным родительских прав. Надо серьезно исследовать эту проблему и рассмотреть возможность восстановления родителей в правах, если у них изменились в положительную сторону условия и образ жизни.

Давить на детей нельзя, нельзя унижать, оскорблять, надо научиться с детьми договариваться, нормально жить и любить их.

– Недавно выпустили книгу сказок о правах детей. Как вы относитесь к подобным инициативам?

– Эту книгу представили на съезде уполномоченных по правам ребенка в Ростове 16 мая. Я думаю, и у нас можно такой проект осуществить. Я во многих школах была, и многие дети знают свои пра- ва, слышали про Конвенцию о правах ребенка. Но нужно ребенку объяснять, что у него есть не только права, но и обязанности. Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека – друга, соседа по парте, взрослого или родной мамы.

Вы можете задать любой вопрос уполномоченному по правам ребенка в Пензенской области Елена Алексеевне Столяровой на портале актуальных новостей «Пенза- Взгляд».

Читайте также
Больше новостей