20 апреля 2024, СБ, 15:25
7 июня 2016 Актуально

В Пензе можно создать лучший IT-колледж в своем классе

фото:Wikimedia, Пенза-Взгляд

В редакции портала актуальных новостей «Пенза-Взгляд» прошел круглый стол, посвященный проблемам IT-образования.

Необходимость состоявшейся встречи была продиктована информационным поводом, который активно обсуждали неделей раньше: реформирование многопрофильного колледжа и создание на базе одного из его отделений колледжа информационных и промышленных технологий — или, сокращенно, IT-колледжа. Те, кто ратуют за более интенсивную и качественную подготовку пензенских айтишников, считают достигнутую договоренность хорошим продвижением. Однако о результате пока говорить рано.

Максим Семенкин, президент Ассоциации разработчиков программного обеспечения Пензенской области: «То, что учебное заведение будет называться IT-колледж — уже само по себе обозначение приоритетов. Но, разумеется, это всего лишь первый шаг. Очень важно, чем будет дополнен этот колледж, какие в нем будут работать преподаватели, кто встанет во главе этого колледжа. На мой взгляд, его руководитель должен хорошо понимать, что происходит в IT-индустрии. Буквально каждый день ему следует начинать с изучения того, не появилось ли чего-то нового и как это можно применить в учебном процессе. Наша отрасль очень сильно отличается от других именно этим. Преподавателям тоже необходимо за всем этим следить. Уже сейчас мы совместно с ними вырабатываем рекомендации, смотрим образовательные стандарты и пытаемся наполнить их прикладной сутью».

Прикладная суть IT-сферы, как уже было отмечено, состоит в том, что в этой области новые веяния появляются едва ли не ежедневно. Существующие учебные программы пока не готовы реагировать столь же оперативно. Потому выпускник, пришедший на работу, обычно не является готовым специалистом.

Владимир Розов, генеральный директор компании «BIT.GAMES»: «К нам приходят работать и студенты, и выпускники. Чаще из вузов, но и из приборостроительного колледжа тоже. И тех, и других всегда приходится переучивать. Поэтому проще с теми, кто пришел в процессе учебы. Потому что те, кто приходит с дипломом, особенно красным — у них большое чувство собственной важности и желание большой зарплаты. Так что мы больше рады тем, кто сразу показывает свою обучаемость и желание что-то учить. И это желание должно быть всегда. Кроме того, на примере наших сотрудников могу сказать, что далеко не всегда требуется высшее образование, чтобы успешно работать в нашей сфере».

Работать и одновременно учиться — давно известная многим студентам практика, однако далеко не все работают по той же специальности, которую осваивают в учебном заведении. Студенты-четверокурсники отделения информационных технологий Андрей Заварин и Павел Кульков вызвали большой интерес присутствующих: они подрабатывают не в пиццерии, а в выбранной ими IT-сфере. В частности, им были заданы вопросы: планируют ли ребята получать еще и высшее образование и как то, чему они учатся в колледже, пересекается с их работой?

Андрей Заварин планирует продолжить учебу в вузе: «Высшее образование обычно помогает в трудоустройстве. Это большой плюс. Если в вузе есть хороший преподаватель, то можно получить дополнительные знания. Но в IT-отрасли, думаю, все решает самообразование.  То, что мы получаем в колледже — это очень хороший базис. Мне его хватило, чтобы устроиться на работу. А на работе всегда есть что-то новое, и это заставляет учиться дополнительно. И это потом может быть применено в учебе». Возможно, у этих ребят, которые завершат обучение будущим летом, в дипломах уже будет указан «Колледж информационных и промышленных технологий», поскольку новое учебное заведение должно начать работать после 31 декабря. Одногруппник Андрея Павел Кульков высказался по поводу того, как, на его взгляд, должно измениться содержание обучения для тех, кто придет учиться после них: «Обучение должно быть более актуальным. Потому что нас учили по старым программам и материалам. После того, как я устроился на работу, мне не хватало некоторых знаний».

Олег Звонов, генеральный директор ОАО «Оператор электронного правительства», уверен в том, что все IT-компании будут собственными силами обучать своих специалистов, затачивая их под конкретные требования. Однако специализированное учебное заведение необходимо: «Все компании, которые хотят удерживаться на этом рынке, занимаются внутренним образованием. Почему мы зацепились за этот техникум? Здесь есть почва, чтобы на уровне областного Правительства принять правильные решения и их реализовать. Создав образовательную базу программной инженерии, мы решим проблему и сможем привлечь очень серьезные силы».

Максим Семенкин лакончино обозначил, как лично он видит главные принципы работы нового колледжа: «В моем представлении, на входе должны быть выпускники девятого класса. На выходе — люди, которые приходят работать к нам в компании и говорят с нами на одном языке. У нашей Ассоциации есть опыт работы с вузом, который, к сожалению, пока ни к чему не привел. В сотрудничестве с IT-колледжем мы видим свет в конце тоннеля и готовы прикладывать свои усилия. Мы будем вести работу по созданию своих параллельных учебных программ и, думаю, сможем их объединить в одно общее дело».

Начальник управления информатизации Минпрома Пензенской области Алексей Костин видит в грядущей перспективе даже больше, чем метафорический свет: «У нас есть возможность сделать самый лучший колледж в своем классе. Это будет для области пиар на всю страну. И мы должны сейчас объединиться ради этой цели. Не первый раз встречаемся по поводу IT-колледжа и ставим во главу угла вопрос о том, чтобы в колледже работали профессиональные педагоги - талантливые, неравнодушные. И главный вопрос — сможем ли мы им сформировать достойную оплату труда. Считаю, что она должна быть среднерыночной по отрасли. Если сейчас IT-специалист получает 30-40 тысяч, значит, и преподаватель должен получать столько же. И не за две ставки, а за одну. Как только мы этого добьемся, сразу придут лучшие педагоги города. А насколько они лучшие — пусть судят профессионалы из IT-сообщества».

Денежные вопросы, как нетрудно догадаться, вызвали ожесточенные споры за круглым столом — тем более что в дискуссии участвовали представители министерства образования региона — замминистра Анатолий Казеев и замначальника Управления профессионального образования Елена Петросова, а также начальник управления профобразования Института регионального развития Надежда Семенова и заместитель директора многопрофильного колледжа Наталья Чистякова. Один из камней преткновения — система подушевого финансирования, благодаря которой классический принцип ручной сборки «Лучше меньше, да лучше» реализуется с трудом. И здесь еще предстоит поискать пути и методы, чтобы создание нового учебного заведения не ограничилось сменой вывески.

Алексей Рябов, руководитель управления экономического развития Пензы, высказался за более активное финансовое участие IT-компаний: «Поскольку наша система профессиональной подготовки иногда имеет такое количество всяких преград и ограничений, которые ее иногда доводят до абсурда, давайте ее отдадим бизнесу. Пока функция заказчика, исполнителя и контролера находится в одних руках, хорошего результата ждать не приходится».

Во время обсуждения участники дискуссии неоднократно вспоминали об опыте Германии, где профессиональное образование исторически поставлено на высокий уровень. Татьяна Инюшкина, преподаватель отделения информационных технологий многопрофильного колледжа, напомнила, что в этой стране существует понятие наставничества: «Оно хорошо развито за счет того, что компании, которые этим занимаются, получают определенные льготы от правительства. И за эти льготы они стоят в очереди к учебным заведениям, потому что им выгодно их получить. А вообще сейчас, после окончания этой встречи, мы сядем дальше обсуждать содержание обучения».

Заместитель министра образования Пензенской области Анатолий Казеев, который как раз курирует профессиональное образование, подытожил разговор следующим образом: «Сейчас поймал себя на мысли, что у нас нет предмета спора. Мы готовы идти навстречу. И задача — создать такой колледж — поддерживается, нам нужно только выработать механизмы, чтобы решить, как это все должно быть. Но ясно, что должен быть наблюдательный совет, нужно тщательно определить содержание образования. Надо двигаться».

Одним из способов продвигать работу нового колледжа в нужном направлении будет попечительский совет. В его состав должны войти представители образования, власти и компаний IT-отрасли.