24 апреля 2024, СР, 06:28
6 декабря 2016 Актуально

Стоять нельзя эвакуировать

Автор:Влад Языков
фото:Пенза-Взгляд

Почему в Пензе не появляются муниципальные парковки?

Количество автомобилей в Пензе прибавляется с каждым годом. К сожалению, вместе с удобством и комфортом жители города получают и проблемы, связанные с личным автотранспортом. Одна из них - перегруженность дорог. Пробки, увы, не редкость для областного центра, и не только в непогоду.

Но даже никуда не движущийся, а стоящий автомобиль зачастую приносит лишнюю головную боль администрации города, коммунальным службам, самим автолюбителям и пешеходам тоже.

Вопрос ведь не только в том, как побыстрее добраться из пункта А в пункт Б. Машину необходимо где-то оставить, а если речь идет о городском центре, то совсем не факт, что это будет простым делом.

Пензенские магистрали, забитые стоящими машинами, невозможно очистить от снега, а на некоторых улицах даже в пешеходной зоне горожанам приходится лавировать между припаркованными автомобилями.

Один из путей решения проблемы городские чиновники вроде бы «нащупали» еще в позапрошлом году — это организация платных муниципальных парковок. Идея не нова, ее уже взяли на вооружение в других регионах, и кое-где вполне успешно. Вот только в Пензе дело это никак не дойдет до реализации. Можно сказать, застряло в пробке.

«Актуальности эта тема не потеряла - автомобилей на наших улицах стало с прошлого года еще больше, а, к сожалению, мощностей дорожной сети не прибавляется. И, надо сказать, за 2016 год мы не продвинулись так далеко, как бы нам хотелось. Мы наткнулись на организационно-юридические аспекты, и весь год был посвящен отработке этих вопросов», - рассказывает начальник управления экономического развития мэрии Алексей Рябов.

Напомним, речь идет об организации платных парковок на улице Московской, на Привокзальной площади и у Пензенского драматического театра. На сегодняшний день реализован лишь последний проект - парковочный шлагбаум появился в начале года на площадке между главпочтамтом и театром.

На 100 процентов успешным этот эксперимент тоже назвать нельзя, хотя ряд вопросов все-таки удалось решить.

«Раньше все места были забиты автомобилями работников драмтеатра и почты. Люди вынуждены были парковаться вторым, третьим рядом, что там творилось - было ужасно» - делится Алексей Рябов. - Но сказать, что все задуманное полностью реализовано, мы тоже не можем. На сегодняшний день мы не довели этот эксперимент до логического завершения, то есть до полной автоматизации и отказа от человеческого фактора».

Автоматизация здесь - ключевое понятие.  Можно вспомнить поговорку сталинских времен: «нет человека — нет проблемы». Зарплата парковщикам перекрывает выгоду от предприятия.

«Для города эта парковка, конечно, выгодна, потому что муниципалитет, не затратив ничего, получает доход. С момента ее открытия мы ожидаем, что около 500 тысяч рублей в городскую казну поступит. Но для инвестора этот эксперимент оказался не так экономически привлекателен. Он опять же пошел на него, чтобы попробовать, отработать некоторые технологии. Одна парковка, себя в экономическом плане не оправдывает. Поэтому операторы со временем планируют нарастить мощность, количество обслуживаемых зон. И, конечно, необходимо автоматизация, потому что зарплата персоналу - это очень большая статья расходов», - констатирует Рябов.

Оператором парковки является муниципальное казенное учреждение — департамент ЖКХ, а финансовым агентом, который, по сути, занимается сбором и перечислением денег - ООО «Пензаплат». Эта же фирма выступила инвестором.

«Абсолютно все деньги, которые собираются от использования платных парковочных мест, перечисляются в городской бюджет. Дальше уже городской заказчик рассчитывается с агентом-инвестором за эксплуатационные расходы. После того, как оборудование окупилось, оно переходит в собственность муниципалитета. Такова экономическая модель — город решает проблему за счет инвестора».

Инвестиции небольшие, но необходимые для функционирования стоянки: шлагбаум, зарплата парковщикам и камеры, которые осуществляют автоматическое распознавание номеров, что и позволяет парковаться резидентам - сотрудникам театра и почтамта. Есть также терминал на кассе, с помощью которого посетитель спектакля может забронировать место на стоянке на определенный день и час.

В начале следующего года, с помощью торгов, должен быть определен оператор парковки на привокзальной площади. С помощью платы за стоянку мэрия планирует убить максимальное количество зайцев.

«Чтобы повысить скорость ротации транспортных средств, нужна платность. От этого мы никуда не уйдем,- продолжает разговор Алексей Рябов. - Сейчас там все бесплатно. В зимний сезон мы вынуждены там убирать снег, поэтому введена временная схема управления дорожным движением, который предполагает освобождение территории для коммунальной техники. Когда будет парковка, мы рассчитываем, что таких режимов не потребуется, поскольку площадь будет приводить в порядок сам оператор парковки. А вся остальная территория будет открыта только для общественного транспорта».

Звучит привлекательно. Вот только открытие столь необходимой стоянки уже несколько раз переносили.

Еще один парковочный вопрос, повисший в воздухе — забитая транспортом улица Московская.

Решить проблему здесь пробовали неоднократно. В этом году появились знаки, запрещающие парковку по четным и нечетным дням. Правда автомобилисты предпочитают их игнорировать.

«Будем работать. Будем пригонять эвакуатор и удалять автомобили в принудительном порядке», - заверяет начальник управления экономического развития мэрии.

Организация платной стоянки здесь еще более сложное и затратное дело. Огородить территорию не получится, поэтому необходимо придется применять технологии, которые еще не были опробованы в Пензе. На практике это означает, что порядок на главной пензенской улице горожане увидят еще не скоро.

Кстати, обозначенные места - это далеко не все точки города, где необходимо разобраться с транспортом, стоящим как и где попало. Горожанам они хорошо известны. Неизвестно только, когда до них дойдет очередь в списке дел городских чиновников.