25 апреля 2024, ЧТ, 08:58
14 декабря 2016 Общество

Новый год — 100 лет назад

Автор:Влад Языков
фото:artscroll.ru

Как встретила Россия 1917 год?

Ровно 100 лет назад Россия, как и сейчас, готовилась к встрече Нового года. Все бы ничего, если бы 1917-й не стал одним из самых знаковых в отечественной, да и, пожалуй, мировой истории.

Портал «Пенза-Взгляд» постарался изложить только факты того времени, однако без аналогий с днем сегодняшним обойтись трудно.

К примеру, ввиду объявленного по поводу войны «сухого закона» по кабакам столицы были проведены рейды, подобные тем, которые проводятся сейчас в регионе в ходе борьбы с контрафактным алкоголем.

Вот что пишет об этом столичная журналистка: «Прежде всего невероятно выросло число ресторанов и кафе-шантанов. В 11 часов вечера было не найти ни одного свободного столика. Запрещенные вино, коньяки, водка льются рекой, цены на них возросли баснословно: 20 рублей бутылка вина – кислой бурды, 80 рублей – коньяк. Водку пьют стаканами, наливая из нарзанной бутылки. «Нарзан – питье невинное, его можно подавать гостям в любом количестве. А что гости с помутневшими взорами чокаются стаканами целебной воды – даже трогательно», – иронизирует автор статьи.

Новогоднее веселье немного испортил антиалкогольный рейд:

 – Ты знаешь, чем это пахнет? – спросил ревизор владельца большого кафе-шантана, поднося к его носу стакан с «нарзаном».

– Тремя тысячами, – не моргнув глазом, ответил тот.

В 1914 году был введен временный запрет на установку новогодних елей как вражеского немецкого символа. Что не помешало в 1917 году в «Кафе поэтов» в устроить футуристическую елку. Зеленую красавицу нарядили огромными розовыми кулаками с жестом «шиш», причем инициатором и непосредственным участником воплощения этой идеи был сам Маяковский.

В ночь на 30 декабря в Петрограде был убит «пророк, целитель и друг царской семьи» Григорий Распутин, ставший объектом ненависти почти всех политических сил — от либералов до черносотенцев. По легенде перед смертью он часто говорил, что если его убьют — то вскоре развалится и сама Россия.

Официальные круги меж тем пытались сохранить лицо. Никакого «Я устал. Я ухожу», даже намека на шаткость царственной вертикали.

«В первый день Нового года в четвертом часу дня в Большом Царскосельском дворце Николай II изволил принимать поздравления от своих подданных и представителей дипломатического корпуса. Собралась вся высшая элита государства российского» - пишут официальные СМИ.

Печать также сообщала, что в полночь под Новый год в столице по распоряжению митрополита Питирима во всех церквах было совершено торжественное молебствие.

Подводили итоги в экономике и финансах. Кадетский экономист, указывая на тяжелое наследство, оставленное наступающему году, приводил такие цифры: «Государственный долг увеличился больше чем на 26 миллиардов рублей, количество внутренних бумажных денег достигло девяти миллиардов вместо нормальных полутора-двух. Трудно сказать, что готовит в экономике 1917-й, если не изменится порядок в России».