28 марта 2024, ЧТ, 19:19
23 мая 2016 Интервью

«Живу в своем собственном Джазвилле»

Автор:Дмитрий Инюшкин
фото:Пенза-Взгляд и с официального сайта Ксении Пархатской

Джазовая певица с дивными способностями к танцу, джазовая танцовщица с теплым голосом и отличной выучкой – это о Ксении Пархатской, особой гостье фестиваля «Jazz May». Ее интервью порталу «Пенза-Взгляд»: о джазе, одежде, обуви, говорящих коленях и единственной пластинке для необитаемого острова.

Ксения Пархатская вышла на сцену киноконцертного зала «Пенза» одним вечером раньше, чем было заявлено изначально. Последний номер в исполнении биг-бэнда «Саранск» таким образом внезапно получил танцевальное сопровождение, которое встряхнуло зал и заставило зрителей не только бурно аплодировать, но и широко улыбаться, а то и радостно хохотать. Удержаться от волны искрящихся эмоций было невозможно при взгляде на эту легко порхающую изящную фигурку в невероятном белом костюме, будто сошедшую со страниц Скотта Фицджеральда. Живое воплощение легендарной «эпохи джаза», вселившееся в молодую женщину — родом из Санкт-Петербурга, ныне живущую в Ирландии и колесящую по всему миру.

- Часто ли вам приходится слышать, что у вас лицо словно не из нашего времени? Как будто из 20-х годов прошлого века.

- Очень часто! И это приятно на самом деле! Не знаю, как так получилось. Может, то, что я так сильно люблю эту музыку, этот стиль, меня немного трансформировало? Знаете, как друзья способны влиять на вашу внешность, на вашу речь – вот и здесь, видимо, что-то подобное.

- Джаз – это ваш лучший друг?

- Это мой воздух. Обожаю джаз, обожаю танец, обожаю музыкантов. Обожаю общаться с ними.

- Это у вас с младых ногтей?

- Не совсем. У меня даже есть дата, когда я познакомилась с джазом: 18 апреля 2010 года. До этого в моей жизни были бальные танцы, еще играла в театре «Ювента» при университете Герцена, и там мы много чего танцевали. А потом трагические обстоятельства – я потеряла свою маму, и приехала моя сестра, которая включила в доме радио «Эрмитаж». Там не объявляли ничего, просто звучал джаз. Только потом довелось узнать, что это Тедди Уилсон, Оскар Питерсон… И все, я просто абсолютно въехала в эту музыку. Полностью.

- При таком погружении в минувшую эпоху носите ли вы джинсы, майки, кроссовки?

- Забавно, что вы спросили! Я стала носить такую одежду совсем недавно. До этого у меня и штаны-то были всего одни, кажется. Ну Питер же, такой город, надо соответствовать! Вся эта атмосфера Серебряного века, стиль джазовых баров и так далее. А когда стала путешествовать, то выяснилось, что в Берлине, например, все гораздо проще, что попало надел и пошел. Ну и потом – во время переездов сумки с собой таскать. А дальше встретила человека, который стал моим мужем, он ирландец, у них там джинсы и майка – вообще все так ходят. И постепенно поняла – о, оказывается, это удобно!

- А для вас есть разница, в чем танцевать?

- Зависит от того, что танцую. Если это какой-то элегантный чарльстон, нужны каблуки. Если какой-то свинг на разрыв штанов, где нужно прыгать, заполнять собой много пространства – нужна плоская обувь. Так же и с одеждой.

- Уверен, многих впечатлил ваш белый фрачный костюм в субботу вечером.

- Да, это нужно как раз для размашистых движений, когда полы разлетаются во все стороны.

- После вашего неожиданного выступления с саранским биг-бэндом многие девушки пытались в антракте повторить ваши коленца и задавались вопросом: «Как она это делает?». Реально ли научиться делать так же?

- Научиться можно. Но все зависит от того, какого уровня вы хотите достичь. Если просто для себя, для дружеской компании – то не проблема, я провела мастер-классы в Пензе, показала, как это можно делать. Кстати, в Интернете есть видео, где я очень подробно объясняю эту технику. Правда, по-английски. Вообще это движение называется «коровий хвост», я его еще немного по-своему подкрутила, чтобы только нога двигалась и ничего другого. Но именно этот элемент мне принес много славы и много наград.

- Суставы не страдают?

- Нет. Хотя чарльстон – это зверское дело, конечно, но я от него и отошла последнее время. Однако должна сказать, что был период, когда очень много танцевала, и в какой-то момент мои коленки стали со мной разговаривать. Они прямо говорили: «Хозяйка, прекрати!»

- Вы специально разогреваетесь перед выступлением?

- Конечно, всегда. Хотя у меня не бывает вот этого: «Тааак, сейчас буду разминаться». Разминаюсь я целый день. Для меня статичное положение – это мука. Я должна двигаться. Даже просто стоять не могу. Все затекает, чувствую себя монументом.

«Жадная до сцены», Ксения Пархатская и еще и готова столь же жадно впитывать в себя любимую музыку — благо, джаз настолько многогранен и многослоен, что постигать его можно бесконечно. Фестиваль дает возможность многое услышать, и наша гостья показала отличный пример того, как это следует делать: внепланово оттанцевав номер перед самым антрактом, в перерыве переоделась и незаметно села в зале, чтобы послушать трио Даниила Крамера. Этот маленький коллектив мирового уровня выдал в Пензе по-настоящему ошеломительное выступление, представив музыку одновременно сложную и притягательную.

- Вы могли бы танцевать под то, что играл Даниил Крамер?

- Да. Хотя он играл столько разных вещей – и классика, и бибоп, и вальс, и фанк… Конечно, приспособиться к приджазованной классике мне было бы очень трудно. Но когда он в сумасшедшем темпе играл «Ain’t misbehavin’», то сидела и думала: вот сейчас вылетела бы на сцену и пусть умерла бы там, но я бы это станцевала. Черт, да!!!! Я бы мечтала станцевать под музыку Даниила Крамера!!! Я в восторге была от его выступления. Целый час он не отпускал моего внимания. Знаете, не все исполнители могут тебя удерживать так цепко – бывает, мысли улетают в какую-то бытовуху, начинаешь думать о своем… А у него нет. Я его за ужином много расспрашивала о том, как он импровизирует, потому что сейчас этому уделяю очень много внимания. И он мне сказал очень важную вещь: «Страх не понравиться – это все для попсы. В джазе выкинь на фиг эту мысль. И думай о большем».

Думать о большем для Ксении Пархатской — это не только джазовый танец, но и джазовый вокал, которым она начала заниматься тоже совсем недавно — в 2011 году. В заключительный вечер фестиваля она, как и было обещано, время от времени танцевала под аккомпанемент квартета Роберта Анчиполовского и при этом с помощью того же коллектива исполнила подряд две песни, доказав, что у нее есть и замечательно теплый голос, и хорошая выучка, а в совокупности — отличный потенциал.

- Кто для вас главные ориентиры в джазе?

- Что касается вокала, то у меня, конечно, есть любимые певицы, но это не значит, что я пытаюсь им подражать. Да и пока все равно не получится. Обожаю Нэнси Уилсон, Сару Воэн… Конечно же очень люблю Эллу Фитцджеральд, конечно – Билли Холидей. Но на данный момент больше всего, наверное, Сару Воэн. А вообще главный мой джазовый ориентир, если уже использовать именно это слово – Оскар Питерсон. Один из первых музыкантов, которого я услышала и просто остановилась, не понимая, что происходит. Потому что так много всего и сразу… невероятно.

- Знаете, есть такой тест-вопрос - если придется взять одну пластинку на необитаемый остров и слушать только ее до конца жизни, то что это будет?

- Ааааааа!!!!!!!!!!!! - Ксения закатывает глаза и смеется. - Да. Есть такая. Нат Кинг Коул, «After Midnight». По-моему, нет сильнее свинга, чем на этой пластинке.

- Как вам фестиваль «Jazz May» в Пензе?

- Мне очень нравится, все очень спокойно, никакой суеты, никакой нервотрепки. Счастлива, что удалось побывать на концерте Крамера, потому что даже не знаю, когда бы мне еще так повезло. Кстати, очень многие пищали от восторга рядом со мной. Чувствовалось, что люди слушают и слышат. Это на самом деле безумно приятно. А вообще в моем окружении так много людей, любящих джаз – ощущение, что живу в своем Джазвилле. И даже странно думать, что кто-то не знает, что такое джаз.

- Есть такое классическое заблуждение, что джаз – это музыка для возрастных людей.

- Ой, вот это - точно нет. У нас в Питере в джазовых барах по пятницам не протолкнуться. И очень много именно молодых. И моего возраста, и моложе.  

На прощание Ксение Пархатская оставила небольшой автограф для читателей портала «Пенза-Взгляд».