Пара движений больше, чем тысяча слов
29 апреля в мире отметят международный день танца. Илья Максимкин на сцене с детства и уверен, что танцы не только учат красиво двигаться, но и воспитывают характер. Став хореографом, он вернулся в образцовый хореографический ансамбль «Вдохновение», с которого когда-то начинался его творческий путь.
- В современных танцах – том же хип-хопе – много педагогов-мужчин. Но мальчиков в хореографических коллективах всегда было гораздо меньше, чем девочек. Танцы – это мужское дело?
- На себе пришлось почувствовать, что такое быть мальчиком-танцором. Говорили, что если ты танцуешь, то ты девочка. Приходилось даже кулаками отстаивать свою правду. К счастью, у современных детей ситуация другая. Они с гордостью говорят, что занимаются танцами. Во-первых, много уличных направлений, которые за рубежом начали танцевать именно мужчины. Во-вторых, колоссальную роль играют телепроекты, которые несут танец в массы. Многие наши дети говорят, что в будущем обязательно пойдут участвовать в каком-то телешоу. Работая в основном с мужской группой, могу сказать, что даже 5 лет назад в коллектив приходило меньше мальчиков, чем сейчас. Кстати, поменяли свое мнение многие папы - теперь они не считают, что мальчишки должны заниматься исключительно боксом, борьбой или хоккеем.
Наличие мужчины-педагога приветствуется, особенно, для привлечения мальчиков на занятия. Я помню свое детство, когда коллектив был для меня без преувеличения вторым домом. Нас не только учили танцевать и развивали физически, но и воспитывали, прививали правильные ценности, учили быть джентльменами и хорошими партнерами для девочек. Многие принципы из зала переносятся в жизнь и на реальные отношения. Стараюсь быть таким же наставником для своих подопечных. Могу просто сесть и поговорить с ними, поблажки делаю – могу пораньше отпустить.
- Многие танцуют в детстве, но единицы делают хобби своей профессией. Почему ты выбрал такой путь?
- После школы встал вопрос: учиться на хореографа или на архитектора. Перевесило первое, хотя мой архитектурный проект выиграл грант, я мог получить льготы при поступлении. Помню, мой педагог сказал, что тяжелее нашей профессии только шахтерская. Тогда меня это позабавило, но сейчас понимаю, как она была права.
- Что же такого тяжелого в этой работе? Ведь даже во время учебы многие студенты могли вам позавидовать – думали, что у вас танцы вместо лекций.
- В обычном университете после пар по расписанию студенты идут домой. Мы же в нашем колледже культуры и искусств и потом в самарском институте, где я учился, всегда оставались после занятий. У нас были обычные предметы, лекции по теории танца, много времени уделяли практике. Но почти каждый студент после окончания учебного дня дополнительно работал над техникой, над растяжкой. В институте занимались с 9 утра, заканчивали примерно в 6, потом я шел на репетиции в ансамбль, где танцевал параллельно с учебой. День мой завершался примерно в 10 вечера, выходных было мало. Согласитесь, непростой график. После окончания учебы по специализации «Народный танец» я вернулся в Пензу в свой родной коллектив «Вдохновение», который когда-то дал мне путевку в танцевальную жизнь. Став педагогом, прочувствовал все сложности этой профессии. Это не только тяжело физически, ведь надо и с детьми работать и помимо занятий держать себя в форме. Сложно морально – мы ищем подход к каждому ребенку, переживаем, когда они на сцене, постоянно находимся в творческом поиске, работая над новыми постановками. Это отнимает много сил, но жить по-другому я бы уже не смог.
- Откуда черпаете идеи для новых номеров?
- Уверен, настоящий хореограф может найти вдохновение даже в человеке, сидящем на лавочке. Или, бывает, пнешь камушек, он с определенным стуком отлетит. Любой звук, любая мелочь может дать начало новому номеру. Когда учился в Самаре, любил ездить на трамвае – в его ритме слышалась какая-то мелодия, а из нее рождался порой рисунок танца или его идея.
- Как отвлекаешься от работы?
- Предпочитаю активную жизнь: катаюсь на велосипеде, роликах, хожу в тренажерный зал, путешествую. Иногда пишу стихи. Нравится такое новое развлечение как квесты. Отличный способ переключиться и отдохнуть от непрерывного творческого процесса. Хотя даже вне репетиционного зала работа не отпускает. На любом концерте обращаю внимание, как двигаются люди на сцене. Даже в толпе взгляд останавливается на людях с хорошей осанкой. Нет-нет, да и промелькнет в голове мысль: «Наверное, танцор!»
- В России набирают популярность различные телешоу с участием детей. Ваши воспитанники принимают в них участие?
- Да, в минувшие выходные в Пензе проходил отбор на телеконкурс «Синяя птица». Наш коллектив представляли 2 дуэта из младшей и средней групп. Уже известно, что один из номеров прошел первый этап отбора, и его отправят на просмотр в Москву.
- Что чувствует педагог, стоя за кулисами, особенно, во время ответственных выступлений?
- Безумно волнуюсь. Даже не из-за того, как они выступят, а за моральное состояние. Ребята очень ответственные и переживают за свою работу. Обязательно хвалю их сразу после выступления, даже если были недочеты. Ошибки можно разобрать позже, а слова поддержки – это важный психологический нюанс. Каждый раз, глядя на своих учеников из-за кулис, я понимаю, что было бы гораздо проще самому выйти на сцену. Но это удивительные ощущения - смотреть, как танцуют дети, которых ты многому научил, в которых вложил душу. Поэтому всегда говорю, что я счастливый человек, и во многом – благодаря танцам.