27 ноября 2024, СР, 14:50
9 марта 2017 Интервью

Андрей Фомин: «Куда мы катимся?»

фото:Пенза-Взгляд

В последнее время тема общественного транспорта не сходит с лент новостей пензенских СМИ. Чтобы разобраться, что же происходит в сфере, которая касается большинства жителей Пензы, мы связались с руководителем компании «Дилижанс» Андреем Фоминым.

 - Начнем с простого вопроса. Как вы оцениваете ситуацию с общественным транспортом в Пензе?

- Я считаю ее весьма стабильной. Конечно, есть нарекания к перевозчикам по некоторым точечным вопросам, но это не влияет на работу всего комплекса настолько серьезно, чтобы говорить о наличии системных проблем или каких-то грядущих потрясений в этой отрасли. Ситуация рабочая. У кого-то изнашивается транспорт, и он думает оставаться на рынке, менять машины или же уходить с рынка. Кто-то системно обновляет парк и думает о дальнейшем развитии. Кто-то только пришел в этот бизнес и, возможно, не ожидал, что здесь не медом намазано и что надо работать с пяти утра и до самой ночи - каждый день, без выходных, без праздников.

- Недавно на оперативном совещании в региональном правительстве в присутствии губернатора Белозерцева было озвучено, что только один перевозчик -«Меркурий», обновил парк автобусов в 2016 году. Ваша компания там заявлена не была. Вы не производите обновление подвижного состава?

- Как раз наоборот. В 2015-16 годах мы приобрели более сорока автобусов. Но делаем ставку на импортные автобусы с небольшим сроком эксплуатации. По нашим расчетам, которые подтверждает почти двадцатилетний опыт работы, сегодня это оптимальное решение. Это надежные, красивые и комфортные транспортные средства, которые прослужат долго и у которых узлы и агрегаты работают безотказнее - а это, в свою очередь, сказывается на качестве обслуживания пассажиров.

Простая арифметика - новый городской автобус марки ЛиАЗ стоит дороже шести миллионов рублей, такой же газомоторный - восемь миллионов. Точная цифра зависит от комплектации, но порядок цен именно такой. Хорошая иномарка нам обходится в половину этой стоимости. Конечно, при сегодняшнем тарифе о новых автобусах нам приходится только мечтать, но тариф на проезд обязан в первую очередь соответствовать покупательной способности населения. И даже если экономика говорит, что тариф должен быть тридцать рублей, мы понимаем, что это невозможно. И правительство области выбирает абсолютно правильную политику тарифного регулирования, вставая на сторону горожан.

Транспорт общего пользования должен быть доступным, и мы пытаемся найти ту золотую середину, чтобы при существующих экономических условиях предоставлять людям качественную услугу. И получаем по-настоящему много благодарностей и теплых слов от пассажиров, за что им ответное спасибо.

- А вы не рассматривали возможность приобретения автобусов марки ПАЗ? Новый, современный, и стоит наверняка дешевле?

- У нас есть опыт эксплуатации подобных автобусов, и мы категорически против обновления парка таким образом. Да, действительно, ПАЗ сегодня стоит чуть больше двух миллионов рублей. Наверное, как бизнесмен я должен быть заинтересован в такой покупке. Но как человек, который думает о будущем города и о своих пассажирах, я этого делать не буду. ПАЗ, на мой взгляд, не приспособлен для внутригородских маршрутов. Узкие проходы не способствуют нормальному пассажирообмену в салоне и становятся постоянной причиной конфликта между пассажирами.

Такой автобус предназначен прежде всего для межпоселкового сообщения, где он себя хорошо показывает даже в условиях бездорожья. Стоит также отметить, что ПАЗ имеет гораздо меньшую пасажировместимость, и для выполнения того же объема транспортной работы в итоге необходимо большее количество автобусов. Для города это означает увеличение и так перегруженного транспортного потока, да и вредных выбросов в атмосферу. Это однозначно шаг назад. Мы не одобряем замену полноценных автобусов большой вместимости на автобусы среднего класса. Негативные отзывы пассажиров только подтверждают нашу точку зрения.

- Последнее время мы наблюдаем неудовлетворительную работу 54 маршрута. В редакцию поступает поток жалоб от пассажиров о нарушении интервала движения, высоком износе подвижного состава. Как по-вашему, что происходит?

- 54 маршрут обслуживают наши уважаемые коллеги, компания «Меркурий». Они обновляют свой парк и сделали ставку как раз на ПАЗики. Но, как я говорил, при такой замене необходимо увеличивать количество автобусов на маршруте. Нельзя менять один ЛиАЗ на один ПАЗ, это очевидно. И появление 11 ПАЗиков ничего не дало, так как основной подвижной состав у компании «Меркурий» состоит из ЛиАЗов 2008-2010 годов выпуска. Изначально ЛиАЗ менее долговечен, чем автобусы иностранного производства, и при долговременной интенсивной эксплуатации через семь-восемь лет подлежит списанию. То есть, конечно, дальнейшее его использование возможно, но очень трудоемко и ненадежно.

Мы прекрасно видим, что, делая ставку на ЛиАЗ, наши коллеги испытывают некоторое трудности. Сначала в 2015 году они отказались от использования автобусов большой вместимости на 89 маршруте и поставили туда маршрутки, согласовав это каким-то образом с городской администрацией. Сейчас на 54 маршруте мы видим замену автобусов большой вместимости на ПАЗы, и при этом количество подвижного состава неуклонно сокращается. Это, конечно же, не может нравиться пассажирам. Отсюда и жалобы.

Мы считаем, что у города только один путь развития в сфере транспорта общего пользования - это замена маршруток автобусами большой вместимости везде, где это возможно и оправданно. И мы идем в этом направлении. В то время, как «Меркурий» убрал большие автобусы с 89 маршрута и поставил туда микроавтобусы, мы, напротив, предлагаем городу убрать микроавтобусы с обслуживаемого нами 68 маршрута и заменить их на полноценные большие автобусы. Мы уже ведем с мэрией переговоры, и в настоящее время дело только в бюрократических процедурах. Удивительно — в связи с тем, что нужно для города, нам легче было получить поддержку в правительстве области. Только после этого процесс начал своё развитие.

- А как вы можете прокомментировать ситуацию со 130 маршрутом, где победителем оказался неизвестный перевозчик, который, если мы все правильно понимаем, не соблюдает условия конкурса?

- Да, ситуация скорее анекдотичная. Мы тоже участвовали в конкурсе и заняли второе место. Естественно, честно описали свои возможности при предоставлении документов. Естественно, мы не можем, сказав одно, сделать по-другому: мы уважаем и организаторов торгов, и наших пассажиров. Однако для победителя конкурса, ИП Лопухова, понятий порядочности и репутации, видимо не существует. Поэтому, наверное, он и указал в своих документах фантастические данные, которые и позволили ему выиграть. Он предоставил заведомо ложную информацию. Попросту говоря, обманул конкурсную комиссию, а теперь работает. Не знаю, на что он рассчитывает и как планирует действовать дальше.

Не понимаю, зачем компания «Меркурий» поддерживает этого, на мой взгляд, шарлатана, и предоставляет ему свою старую технику в аренду. Может быть, потому, не побоюсь высказать свое предположение, что Лопухов - подставное лицо, и за ним , как за лицом неизвестным, скрывается «Меркурий»? Ведь, по-имеющейся у нас информации, Лопухов работает в «Меркурии», все телефоны для связи с конкурсной комиссией указаны именно этого предприятия и даже вроде бы контракт на 130 маршрут подписан Н.М. Кривозубовым по доверенности от Лопухова. Может быть, конечно, в скором времени мы увидим там новые автобусы со всеми теми невероятно приятными опциями, что были указаны в конкурсной документации. Буду только рад, но боюсь, что это будет подобно чуду.

По закону, конкурсная комиссия в настоящий момент должна расторгнуть договор с этим перевозчиком и, насколько мне известно, она этим занимается. Это не быстрая процедура, но она идет. Либо появятся на этом маршруте новые автобусы, чему я буду только рад, либо обслуживание перейдет к участнику, занявше второе место.

- Еще многим непонятно, почему на 130 маршруте не предоставляют льгот?

- Знаете, юридически, город Спутник - это уже не Пенза, а Пензенский район. Да, все мы прекрасно понимаем, что там живут такие же горожане, которые работают на предприятиях Пензы. Но в соответствии с законом - это другая категория, и поэтому маршрут номер 130 уже считается межмуниципальным. На данной категории маршрутов предоставление льгот осуществляется по другим принципам, поэтому так и получилось. Конечно же, эта ситуация требует решения, потому что 130-й делает только одну остановку в Спутнике, а весь маршрут пролегает по Пензе. И, конечно, пассажир должен иметь возможность воспользоваться своим правом на бесплатный проезд в городской черте на любом виде транспорта.

- Вот уже больше полугода вы участвуете в нашем проекте «Голос Пассажира». Скажите, что вам этот сервис помогает или мешает?

- Разумеется, помогает. Благодаря подобным инициативам мы имеем возможность оценить обстановку. Вы прекрасно понимаете, что на каждый автобус невозможно поставить контролера. А пассажир, имющий такую простую возможность выразить свое мнение - лучший контролер. Так что мы располагаем реальной картиной, и это, конечно, нам помогает повышать качество услуг. Мы реагируем на каждую жалобу, ни одно обращение пассажира не остается без ответа. Хотелось бы поблагодарить сайт «Пенза-Взгляд» за такую инициативу и за вашу работу. Только все вместе мы сможем сделать наш любимый город лучше.

Кстати, в завершение разговора хочу поделиться важным нововведением. Учитывая большое количество наших автобусов на дорогах города и стремясь повысить безопасность дорожного движения, мы разработали специальные наклейки. Предлагаем всем водителям города Пензы следующее: в случае, если вы видите нарушения правил нашими водителями, пишите про каждый такой случай на сайт «Пенза-Взгляд» в раздел «Голос пассажира». Пусть это будет и голос водителя тоже. Мы хотим добиться безаварийной работы. Думаю, такое начинание будет поддержано всеми участниками дорожного движения.