29 апреля 2024, ПН, 00:00
21 декабря 2015 Интервью

Пензенские пути развития бизнеса

В недрах пензенского правительства созрел проект под названием «Инженерная школа».

О том, что он собой представляет, мы беседовали с одним из его авторов, исполняющим обязанности заместителя министра, начальником управления развития предпринимательства правительства Пензенской области Алексеем Костиным.

- Что сегодня можно сказать о проекте и каковы его цели?

- Вообще, его цель обеспечить стабильный приток в экономику Пензенской области свежих предпринимательских кадров в количестве необходимом для осуществления качественного перелома и дальнейшего роста.

Согласно проекту школы, это достигается за счет формирования личности ребенка, который к концу обучения ясно представляет себе свое профессиональное призвание и видит дальнейший жизненный путь. Вершиной успеха будет являться возможность реализации собственных проектов в выбранном направлении.

Представляется так, что совет «Инженерной школы» будет состоять из 15 человек. Из них 5 предпринимателей, 5 родителей, 3 ученика, 2 представителя администрации. По результатам обучения в школе, к 15-и годам ребенок должен обладать определенным набором знаний. Владеть русским языком на «отлично». Уметь написать эссе на общественно-экономические темы. Свободно владеть английским языком. Должен без проблем устно считать в пределах четырех основных арифметических действия. Естественно, быть физически развитым и выпуститься из школы здоровым человеком.

И, конечно же, найти свое профессиональное призвание. То есть, иметь представление о том, на какую специальность в ВУЗ он собирается поступать.

- Как известно, последнее бывает труднее всего?

Да, это действительно так. Согласно идее, последние два года обучения в школе, дети должны посвятить подготовке к поступлению в ВУЗ. В 11-м классе также имеет смысл организовать прохождение школьниками теоретического курса «Правовые основы ведения предпринимательской деятельности». А это кооперативное законодательство, основы бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

- И, все же на чем, согласно проекту, будет строиться учебный процесс?

- В задачи проекта входит формирование у учащихся определенных психологических компетенций.

Это формирование развитых навыков целеполагания. Здесь необходимо создать предпринимательский тип мышления, когда любая проблема является в первую очередь источником возможностей - поиска бизнес-идей, обеспечения финансирования.

Например, любой стартап - это как минимум два человека: инженер и продавец и, соответственно, наши ребятишки к 15-и годам должны ясно представлять себе какую карьеру, техническую или гуманитарную, они планируют реализовать.

Необходимо сформировать способность безболезненно преодолевать неудачи и быстро после них восстанавливаться. Привить умение работать в команде. Обладать достаточной гибкостью, чтобы справляться с ежедневными изменениями и работать без инструкций.

Уметь радоваться неудаче, если она дает возможность учиться на ошибках.

Помимо психологических компетенций, мы планируем формировать у ребятишек набор навыков в непосредственно предпринимательских областях. Это способность управлять проектом.

Необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить и принимать решения. Проект смог бы стать областным центром детских технических и предпринимательских компетенций.

В данном контексте мы рассматриваем предпринимательство, в первую очередь, не как средство зарабатывания денег, а как инструмент удовлетворения общественных потребностей людей более оптимальным способом за счет рационализации как технических, так и организационных процессов. Предполагается, что деньги идут следом за теми, кто успешно удовлетворяет потребности своей ниши.

- Ну, а как-то дети будут иметь доступ к реальному промышленному сектору?

- Обратная связь с промышленностью будет обеспечиваться через создание совместных лабораторий и участие в процессе обучения специалистов предприятия-шефа. С бизнес-сообществом - через представителей бизнеса в совете школы. В идеале у каждого ребенка должен быть карьерный план роста на местном предприятии во благо пензенской экономики.

- Планы, конечно, благие, но во что обойдется все это родителям учащихся?

- Обучение платное 3-5 тысяч рублей в месяц. Для особо талантливых ребятишек, по решению школьного совета, утверждается бесплатное обучение.

Учебный год длится не менее 10 месяцев. Но, в идеале - 11. Кстати, последний месяц можно проводить за городом, на базе лагеря отдыха.