Последние дни ахунских теремов?
Два шедевра деревянного зодчества, которые были построены в Ахунах больше 100 лет назад, оказались под угрозой уничтожения. И даже Комитет по охране памятников истории и культуры не может их защитить.
Речь идёт о купеческих усадьбах, которые находятся на территории санатория им. Володарского. Информация, что эти здания готовят к сносу, поступила в «Улицу Московскую» на минувшей неделе.
В рамках собственного расследования журналист «УМ» добился встречи с директором санатория Анной Вихиревой. Однако она отказалась что-либо комментировать и приказала секретарю вызвать полицию.
В связи с отсутствием официального комментария, издание приняло решение опубликовать всю информацию, собранную в рамках журналистского расследования. В том числе неподтверждённую.
Если не хватает денег.
Источники сообщают, что информация о готовящемся уничтожении двух шедевров деревянной архитектуры поступила через украинских беженцев. Дескать, в прошлом году в соседнем санатории им. Кирова жили несколько семей из Донецка и Луганска. В связи с тем, что им требовалась работа, «поступило предложение разобрать несколько зданий». Предложение исходило то ли от частных лиц, то ли от социальных служб по трудоустройству.
Беженцы согласились и даже обсудили вопрос по оплате. Однако когда их привели в санаторий им. Володарского и сказали, что предстоит разобрать два деревянных терема, они отказались.
Беженцы будто сказали: «Как такое можно сносить? У нас там идёт война, дома валятся под обстрелом, а здесь мир, и вы хотите это уничтожить?»
Говорят, что украинские беженцы отказались от денег и разбирать строения не стали. А потом и вовсе уехали из Пензы.
По словам другого источника, прошлым летом рядом с купеческими домами стояли грузовики, в них складывали доски, трубы отопления и батареи.
По словам одного из работников санатория, «дома снесут, это приказ руководства. Должны были ещё в прошлом году снести, ломали обшивку стен и полы. Но потом кончились деньги, и снос отложили».
По версии одного из источников, на месте домов будто бы планируют построить многоэтажный санаторный комплекс.
По другой версии, территорию санатория хотят уменьшить. А землю, на которой стоят терема, продать физическим лицам под строительство коттеджей. Как-никак в стране кризис, а земля в Ахунах и вправду золотая.
По словам эксперта «УМ», занимающегося продажей недвижимости, «стоимость одной сотки земли в этом районе порядка 300 тыс. руб., но это если продавать под индивидуальную жилую застройку».
«А если продавать под модную оздоровиловку, то умножай в 2 раза», – подчеркнул эксперт.
При царе стояли, при коммунистах стояли…
Активное строительство дач в посёлке Ахуны началось в конце XIX в. Уже тогда это место облюбовали состоятельные горожане: купцы, фабриканты, лесопромышленники, чиновники и духовенство.
В 1913 г. здесь было зарегистрировано 44 деревянных дома. Часть из них была выполнена в стиле русского классицизма: с мезонинами, башенками и вычурными узорами на деревянном фасаде.
После революции 1917 г. почти все дачи были распроданы и вывезены за пределы посёлка. Как следует из архивных документов, губернский земельный отдел оценил масштаб распродажи только в 1920 г., когда осталось всего 4 строения. Три из них находятся на нынешней территории санатория им. Володарского.
Прежде всего, это усадьба, которую построил купец второй гильдии Ашанин, лесопромышленник и владелец угольных копий на Урале. Он оставил после себя двухэтажный деревянный дом размером 24 на 18 аршин, крытый железом. При нём два хлева и погреб.
Вторая усадьба принадлежала купцу второй гильдии Журавлёву: он владел кирпичными заводами в Пензе. «Деревянный дом с мезонином и двумя террасами, размер 18 на 12 аршин, при доме летняя кухня и погреб. Всё под одной железной крышей, имеется водопровод».
Про хозяина третьей усадьбы известно только то, что он был приказчиком, фамилия – Осетров. «Деревянный двухэтажный дом, 31 на 18 аршин. При доме бревенчатая кухня, ледник и сарай. Дача огорожена дощатой решётчатой изгородью».
Летом 1920 г. в двух зданиях был открыт Ахунский дом отдыха, который впоследствии перерос в санаторий Володарского.
Об открытии дома отдыха имеется заметка в губернской газете «Красное знамя» от 30 июня 1920 г.: «Открытие двух маленьких домов отдыха, рассчитанных всего на несколько десятков уставших, является событием, ибо эти два домика являются тем фундаментом, на котором не может не вырасти целый городок отдыха».
Эти слова оказались пророческими: сегодня в Ахунах функционирует 5 здравниц.
Как отмечается в книге «Ахуны: история и современность», «это первый дом отдыха трудящихся не только на территории Пензенской губернии, но и всего Поволжья. В Самаре дом отдыха подобного типа начал действовать только в мае 1921 г.».
В период Великой Отечественной войны в этих строениях жили эвакуированные жёны и дети офицеров, убитых на западной границе летом 1941 г., их списки хранятся в Государственном архиве Пензенской области.
В 1945 г. дом отдыха снова приступил к работе, а в 1987 г. был перепрофилирован в кардиологический санаторий.
Три деревянных дома старой русской архитектуры удачно вписывались в общую композицию и придавали ему привлекательный колорит. Наверное, неслучайно их отреставрировали в 1987-1990 гг.
По данным сайта налоговой инспекции, сегодняшними собственниками санатория им. Володарского являются Федерация профсоюзов Пензенской области и Федерация независимых профсоюзов России. На официальном сайте санатория имеется девиз: «Единство, солидарность, справедливость».
Площадь территории санатория составляет 82,9 тыс. кв. м. Кадастровая стоимость земли – 52,3 млн руб. По данным публичной кадастровой карты, земля предназначена для размещения объектов санаторного и курортного назначения.
Как следует из книги «Ахуны: история и современность», земля отдана санаторию безвозмездно в рамках постановления Пензенской городской администрации от 12 октября 1990 г. № 912/1. На территории санаторного парка, основанного в 1843 г., произрастают деревья, кустарники и лианы 57 видов и 35 видов почвенных растений. Сохранились 200-летние ели.
По словам работников санатория, купеческие усадьбы использовались вплоть до окончания «нулевых» годов, здесь располагались вип-номера. Когда живёшь в шедевре деревянного зодчества, пьёшь чай на балконе и наблюдаешь за белками, которые лазят по перилам – за это и правда не жалко денег. Вот только деньги, судя по всему, уходили не на реконструкцию и ремонт.
В настоящий момент из трёх зданий действует только одно – бывшая усадьба купца Ашанина. Здание вроде как поддерживается за счёт арендатора, занимающегося продажей сувенирной продукции. Он проводил косметический ремонт, менял балясины.
Остальные домики в аренду то ли никто не взял, то ли никому не отдали. В любом случае ремонт там не делали много лет, цоколь разваливается, крыша худая. По словам владелицы сувенирной лавки, сувенирный бизнес востребован, у людей растёт интерес к народной культуре и корням.
По её словам, 4 года назад в санатории отдыхал Кирилл Застрожный. Он будто бы восхищался усадьбами и обещал, что переведёт их в культурный фонд, присвоит статус памятников архитектуры. Дескать, это русское деревянное зодчество, и его надо сохранять. С тех прошло 4 года, однако статус памятников им до сих пор не присвоен. А это значит, что собственник может сделать с ними всё, что захочет. То же самое инициативной группе жителей из Ахун сказали в Комитете Пензенской области по охране памятников истории и культуры.
Как директор Вихирева швырнула «Деревянное зодчество».
По просьбе «УМ», независимую оценку купеческим усадьбам дал архитектор Сергей Еремеев, известный нам как эксперт по объектам деревянного зодчества.
По его словам, на территории санатория им. Володарского расположен «уникальный архитектурный ансамбль, который органично вписывается в существующую застройку и зелёное убранство территории».
«Это своеобразная застройка и своеобразный язык, – подчеркнул Сергей Еремеев. – На фасадах зданий много чисто пензенских элементов. Например, элементы фриза, обрамляющего крышу, а также пространственные фронтоны с раскреповкой впереди, внутри которых находится диск солнца. Большие оконные проёмы и открытые веранды – это тоже свойственно нашим краям, где всегда много солнца и зелени». По оценке Сергея Еремеева, здания сохранены достаточно неплохо, деревянные элементы находятся в хорошем состоянии.
«Если отремонтировать цоколь и крышу, то усадьбы простоят как минимум 50-60 лет. А может быть, и дольше. Эти дома должны жить дальше и радовать людей», – резюмировал Сергей Еремеев. Для того чтобы провести оценку, 69-летний архитектор приехал в Ахуны из Дальнего Арбекова. На всякий случай он захватил с собой книгу о деревянном зодчестве Пензы, в которой 740 страниц: она выпущена при поддержке Юрия Кривова, на тот момент мэра Пензы.
Осмотрев здание, Сергей Еремеев не поверил словам, будто руководство санатория планирует ликвидировать эти постройки. Поэтому он изъявил желание присутствовать при разговоре журналиста «УМ» с руководством санатория.
В кабинет директора Анны Вихиревой журналист «УМ» и Сергей Еремеев вошли 16 февраля, в 13 часов, дождавшись очереди. Пока журналист проговаривал цель своего визита, 69-летний архитектор положил на стол директора книгу о деревянном зодчестве Пензы. Однако Анна Вихирева, услышав о цели визита, швырнула книгу через стол и попросила покинуть её кабинет. Видимо, это и была её официальная точка зрения.
Источник: газета "Улица Московская"