Игра в мозаику. Фотоэкскурсия по галерее самых больших картин Пензы
Сохранятся ли образчики городского декоративного искусства заката СССР? Пока такая возможность существует.
 
Начало крупномасштабного панельного строительство совпало в СССР с расцветом мозаичных панно в стиле соцреализма. Не стал исключением и наш город. Цель у этих мозаик во многом была утилитарна - скрасить невыразительную шаблонную архитектуру городов.
Мозаики обычно появлялись в многолюдных общественных пространствах (в Пензе такие примеры можно наблюдать у памятника Победы и на Фонтанной площади) или на стенах научно-исследовательских институтов и предприятий. То есть, мозаики отчасти выполняли ту функцию, которую современные «отцы города» пытаются придать граффити - раскрасить серую архитектуру, параллельно проводя ненавязчивую, а местами кричащую идеологическую работу.
 
Кусочки смальты (а не битая керамическая плитка, как пишут пензенцы в соцсетях) выпускались для мозаики специально. Искусствоведы изучали приемы изготовления мозаик и материалов для них на примере работ мастеров древней Византии. Со временем в стране даже появились специальные заводы по производству смальты, чтобы не везти ее из-за рубежа. Композиция также роднила мозаичные панно с иконописью. Крупная центральная фигура. Герои из социальных слоев и профессий архитипизировались, представляя обобщенный образ - рабочий, колхозница, ученый.
В 80-е в России мозаики были настолько популярны, что появилось даже псевдокультурологическое название этому жанру «от народа» - «торцизм», из-за того, что чаще всего они располагались на торце дома.
 
Благо опыт создания подобных творений уже был. Годом раньше на доме Карпинского, 1 появилось панно, посвященное 55-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
Фасад рядового панельного пятиэтажного дома рядом с памятником Боевой и трудовой славы пензенцев гармонично дополнял весь архитектурный ансамбль. Если памятник был по большей части символом участия региона в ВОВ, то панно отражало трудовые свершения жителей Сурского края. Проводником в светлое будущее был Ленин. Тема – славный путь, пройденный советским государством. На переднем плане запечатлена крупная фигура вождя, наверху – красная конница, внизу – рабочие, крестьяне, ученые, интеллигенция, космонавты и устремляющаяся ввысь ракета.
Авторами сложной мозаики из цветного стекла были преподаватели Пензенского художественного училища, заслуженные художники РСФСР Эдуард Иодынис и Лидия Скоробогатова, им помогали Владимир Максимов, Юрий Гончаров и Анатолий Афанасьев.
 
 
Однако одному из первых идея украсить, архитектурно бедное индустриальное здание мозаикой пришла в голову генеральному директору завода ТЭМ Николаю Сазонову в начале 70-х.
Руководитель искал необычное решение для украшения фасада и дал задание главному инженеру отдела капитального строительства придумать дизайнерскую идею.
Ответственный за исполнения поручения Анатолий Демьяненко за идеей отправился в культурную столицу Ленинград. Знакомые привели его на художественно-оформительский комбинат при академии художеств. Там он увидел, как художники раскладывают на полу кусочки смальты, готовясь создавать панно.
Один из них взялся превратить невзрачную пензенскую стену в произведение монументального искусства. Эскиз привел руководство ТЭМа в восторг: на нем изображались все шаги эволюции человека – от неандертальца до полета в космос!
Изготовление мозаики обошлось в баснословную по тем временам сумму - 80 тысяч рублей. Их выделило Министерство приборостроения СССР. Монтаж осуществлялся силами заводчан. Панно готовили по квадратам размером 1х1 м, затем крепили на стену. По легенде, для мозаики использовали камни из запасов царской семьи.
Восхитившись именно этой работой, власти того времени поставили изготовление мозаик в Пензе «на поток».
 
 
 
 
 
Мозаика на фронтоне Училища культуры и искусств с невнятным романтическим сюжетом интересна больше технологиями, которые были применены при ее изготовлении. Эта мозаика одна из немногих, которые практически полностью сделаны руками авторов.
Работа над этим мозаичным панно велась полтора года – готово оно было к 1987 году. Эдуарду Иодынису, автору эскиза, и его соратнику, художнику-монументалисту Игорю Митяеву пришлось делать вручную все – даже печку для обжига плитки. Впервые в мозаике использовалась не смальта, а керамика – ее заказывали на заводе, красили, обжигали, кололи на модули.
Набирали панно так называемым сухим способом: на ровной поверхности размещали кусочки плитки согласно эскизу (в общей сложности получался квадрат 80х80 см), затем накрывали отрезом марли, а сверху делали «слоеный пирог» из смоченных клеем газет. Они застывали прочной коркой, и готовый квадрат весом порядка 80 кг крепили на стену на цемент.
 
Пензенские мозаики разнообразны и по стилю исполнения, и по материалам, из которых их изготавливали – от керамической плитки до «стекла из царских запасов». Каждая имеет свою историю. Этот пласт искусства социализма еще ждет внимательного изучения. Увы, сложные панно требуют реконструкции. Один из шагов к сохранению этого кусочка городской истории сделало руководство магазина «Моя родня», выпустив каталог, в который вошли все сохранившиеся пензенские мозаики с историей их создания.
Мозаики - дело дорогое. Однако современные технологии позволяют сделать нечто подобное у себя дома, затратив на это разумные средства. Все необходимое можно купить в «Моей родне». Достаточно отметить, что в наличии 1207 вариантов керамической плитки для воплощения любого дизайна дома.
Статья подготовлена с использованием материалов каталога «Искусство ушедшего века».