Текст и фото: Влад Языков
Пензенская картинная галерея. Служебный вход, санитарный день
Журналист портала «Пенза-Взгляд» посетил учреждение культуры во внеурочный день и поговорил с теми, кто видит его с другого ракурса.
«Люди за это деньги платят и приходят на час-полтора, а я весь день в этой красоте нахожусь», - не без гордости говорит смотритель Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого Людмила Гаврилова.
В представлении обывателя зачастую музейный смотритель — бабушка в очках с толстенными стеклами, которая на стуле в углу зала сосредоточена на вязании чего-то пушистого. Время от времени она поднимает голову и строго требует отойти подальше от картины, не прикасаться к статуе и не царапать ногтем «мебеля, принадлежавшие самому императору».

Так вот, таким работникам, как и музейной пыли, в картинной галерее не место.

«Мы не имеем права на халтуру. В музее не должно быть «пыли веков». Не должно быть дохлых мух на экспонате. Это тоже часть нашего служения красоте и гармонии», - говорит главный хранитель фондов Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого Надежда Тархова. - Если раньше на этих должностях работали бабулечки, которые вязали чулки и дремали на стуле, то в последнее время к нам приходят люди, имеющие несколько высших образований, опыт работы в администрациях разного уровня. Однажды устраивалась бывший референт Ковлягина. Я ее спрашиваю: «Вы морально готовы после таких мест взять в руки швабру?», на что она ответила: «Надежда Валентиновна, мы же женщины!».
Командой, которая работает в картинной галерее, Надежда Тархова гордится. Опыт у всех разный, однако не он имеет главное значение при приеме на работу. Кандидат должен быть интеллигентен, сдержан, вежлив, внимателен, любознателен, и при этом физически активен - не должен бояться физической работы.

«Что мы только не пережили! - вспоминает главный хранитель фондов. - Бесконечные ремонты, замену труб, вот сейчас нам предстоит менять пожарную сигнализацию — нужно будет убрать из-под потолка огромное количество картин. И это все смотрители перетаскивают. У нас прямо с утра может быть, как мы это называем,«разгрузочка уголечка», и мои смотрительницы относятся к этому с пониманием».
 
 
 
 
Большинство из тех, кто сейчас работает на должностях смотрителей, как уже было сказано, пришли из других сфер, никак не связанных с искусством, но, попав сюда, полностью изменили свою жизнь. По словам Надежды Тарховой, это заметно даже на физическом уровне.

«Картинная галерея это очень интересное место, это пространство культуры, искусства, пространство красоты. Люди, которые здесь оказались, чаще всего бесконечно счастливы работать в таком месте. Тем более музейные смотрители, которые работают в экспозиционных залах, где выставлены шедевры. Та аура, в которой они находятся, просто физически воздействует на них. У нас все сотрудники красивы и молоды, несмотря на то, что кому-то за пятьдесят, а кому-то и за семьдесят.
 
 
Искусство дает тонус, драйв. И это чувствует каждый попавший сюда. У нас текучки не бывает, и в последнее время, как это ни странно звучит, мы проводим настоящие кастинги для кандидатов на должность смотрителя. Когда освобождается ставка, сюда приходит огромное количество людей».

Посетители частенько не замечают смотрителей, и это хороший показатель: если их работа сделана на высоком уровне, ее не видно.

«Наша формула - «незримое присутствие» - это верх мастерства смотрителя, - говорит Надежда Тархова. - Так, чтобы не мешать посетителям, не дышать им в спину, не прерывать диалога зрителя с картиной, ради которого он и приходит в музей, а быть всегда где-то рядом, всегда с готовностью чем-то помочь, подсказать».
 
«Имейте в виду, Александр Палыч за вами присматривает»
Людмила Гаврилова, смотритель Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого:

- У меня два высших образования, никаким образом не связанных с искусством. Я финансист, работала на велозаводе, в МФЦ. Все время имела дело с бухгалтерией — цифры, компьютеры, и это несколько утомило, хотелось свою лебединую песню на другой мотив спеть.

Мне очень повезло. Мой участок работы - конференцзал. Здесь проходят концерты классической и эстрадной музыки, пресс-конференции, конкурсы, но даже в обычный день здесь никогда не бывает скучно. И потом, если нашим посетителям интересны картины, то нам интересны люди - к нам приходят очень неординарные личности.

Главная наша задача - это следить за сохранностью экспонатов, которые у нас в описи. Однако если человек обращается, мы всегда подсказываем, мы прослушали столько объяснений экскурсовода, через нас прошли тысячи экскурсий, так что в любом случае о любой картине знаем больше, чем большинство посетителей.

Моя самая любимая картина, как ни странно, самая трагичная из тех, что висят в этом зале, - «Княжна Тараканова». Всегда вспоминаю Шекспира: «Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Удивительно, что именно у этой картины фотографируются молодожены. Мне кажется, княжне не хватает любви, и она притягивает любящих к себе.

Я разговариваю с картинами. Я здороваюсь. Даже когда в отпуск ухожу, я всегда говорю той смотрительнице, которая меня заменяет: «Имейте в виду, Александр Палыч (бюст императора Александра I. Ред.) за вами присматривает и потом мне все доложит». А есть картины «баловники», за которыми глаз да глаз нужен. Вот гусар, написанный в первой трети 18 века, постоянно пытается соблазнить юных барышень, мне даже иногда кажется, что он им подмигивает.
 
«Каждая картина носит свой эмоциональный заряд»
Тамара Ануфриева, смотритель Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого

- Мне всегда нравилось приходить в нашу галерею. Когда на моей предыдущей работе принимали гостей из других регионов Поволжья, мы им всегда первым делом показывали пензенскую жемчужину- картинную галерею. Я ее всегда искренне любила и всегда втайне хотела попасть сюда на работу. Когда появилась возможность, следила за вакансиями в Интернете, и как только появилась подходящая, попросила рассмотреть мою кандидатуру. Все получилось, и вот я здесь.

У нас взаимозаменяемость между смотрителями, и, согласно графику, я успела постоять в каждом зале. Выделить какой-то из них и отдать какому-то приоритет для меня невозможно, у каждого своя энергетика — своя легенда, свое настроение. В зале, где современные художники, энергетика более прозрачная, легкая, в залах с классикой, где собраны полотна 14-16 веков, витает некая величавая помпезность. Порой замечаешь, что когда сюда заходят посетители, они начинают говорить тише. А на выставках молодых авторов — бурные обсуждения.

Чаще всего мой пост находится в Губернаторском доме на выставке, которая называется «Юбиляры». Там представлены картины художников второй половины 19 века, у которых в этом году какие-либо юбилеи.

Всегда приятно, когда, обойдя весь Губернаторский дом, люди возвращаются сюда, садятся и смотрят, наполняются энергетикой Рериха, Репина. Боголюбова. Эта тихая беседа с искусством замечательна.

Каждая картина носит свой эмоциональный заряд, это не пустые слова - я испытываю это каждый раз на себе. У меня есть любимая картина на выставке русской классики, и есть новое увлечение, и это настоящая любовь с первого взгляда — картина одного из пензенских художников, на ней река, которая тебя просто уносит в лес, в ней растворяешься. Иной раз, когда с утра что-то не заладилось, не очень хорошее настроение, я подхожу к ней, и как рукой снимает.

Отдельная часть нашей работы — люди. Люди знающие со всех регионов, со всех уголков России. Иностранцы. Москвичи называют нашу картинную галерею «Малой Третьяковской».

Дети — они здесь за несколько минут на твоих глазах проходят метаморфозу. В начале они шумят, не понимают, куда попали, но за несколько минут их лица меняются, они стихают, и у них появляется живой интерес. Это бесценно.
«Именно здесь я влюбилась в Ван Гога»
Татьяна Ежова, смотритель Пензенской картинной галереи им. К. А. Савицкого

- У меня строительное образование. Я работала сметчиком. Вышла на пенсию и особо работы не искала. Все решил случай. Была осень, и проводился Вечер музеев. Мы пришли на экскурсию, долго ходили по залам, и тут открывается дверь, где, как я теперь знаю, находится кабинет главного хранителя, а там картины, которых я никогда не видела. Я засмотрелась, а она спрашивает: «Вы что-то хотели?» Я говорю: «Хотела бы у вас работать!» Она меня пригласила к себе, записала телефон, и через два месяца меня вызвали на собеседование.

Тогда в моем представлении работа смотрителя заключалась в том, чтобы просто следить за всем и ничего не делать. Оказалось, что все совсем по-другому.

Мое основное место в Губернаторском доме, где проводятся выставки, часто можно видеть артистов и знаменитостей - это большой бонус к нашей работе. Иногда приходится как-то им помогать, даже успокаивать перед концертом. Но и на них наши правила распространяются - не прислоняться и не трогать ничего руками.

На этой работе много для себя нового открыла. К примеру, выставки Босха. Я, конечно, слышала фамилию, но ни разу не видела его работ. Поначалу Босх вызвал отторжение, но когда послушала экскурсоводов, стала смотреть на его картины по-другому. Интересно, что на эти экскурсии некоторые посетители ходили несколько раз и «зависали» по три-четыре часа.

Именно здесь я влюбилась в Ван Гога. Я видела раньше, помню, «Подсолнухи», портрет еще его, где уши отрезаны, и считала картины мазней. А тут выставка у нас, да я еще и книжку про него прочитала, и сначала интерес появился, а потом увлечение этим художником.
Пензенская картинная галерея расположена по адресу: г. Пенза, улица Советская, 3. Она ждет посетителей во вторник, среду, пятницу, субботу, воскресенье с 10:00 до 18:00.