Автор: Владислав Языков
Пензенскому троллейбусу - 70 лет





К юбилею электротранспорта в городе на Суре
«Пенза-Взгляд» решил рассказать историю троллейбуса, с которым у жителей связано так много воспоминаний и без которого невозможно представить улицы города.
Кареты прошлого
Доподлинно неизвестно, каким был первый пензенский общественный пассажирский транспорт, однако прообразом троллейбусов и автобусов можно считать омнибус, движение которого было открыто в 1883 году.
Это многоместная закрытая карета, которая приводилась в движение лошадьми. Два «протоавтобуса» на конной тяге курсировали от нынешнего ДК Дзержинского по Московской, вокруг Лермонтовского сквера и обратно. Проезд стоил 5 копеек и был простому люду не по карману - средняя зарплата в Российской Империи у работников фабрик и заводов, а также служащих младших чинов в 1880 году составляла 16 рублей. Так что нынешние цены на проезд, даже учитывая недавнее повышение, не так высоки.

Лошадей спрятали под капот уже при советской власти. В Пензе сначала, 10 мая 1926 года, появились автобусы, а после войны и троллейбусы.
 
Технологический прорыв
Демографический всплеск произошел в Пензе, как ни странно, в годы войны, когда в наш город были эвакуированы крупные индустриальные предприятия вместе с рабочими. К концу Великой Отечественной Пенза становится крупным индустриальным центром с населением 200 тысяч человек.

В 1943 году в Пензе было принято решение, которое во многом определило не только последующее развитие общественного транспорта и дорожной сети, но и сам облик города. Было решено отдать предпочтение инновационному для того времени троллейбусу, а не трамваю, который в те годы в городах СССР был более привычным. Пензенский обком ВКП(б) и облисполком обратились в Совнарком СССР с просьбой рассмотреть вопрос о строительстве в Пензе троллейбусных линий.
6 февраля 1944 года выходит постановление № 124, в котором было признано целесообразным «приступить в г. Пензе к дополнительным работам по постройке первой очереди троллейбусной линии протяженностью 7 км». Троллейбус должен был связать Заводской район и южную часть города – две индустриальные зоны Пензы.

Строительство первой дорожной линии – один из трудовых подвигов пензенцев. Ощущалась острая нехватка материалов: для устройства опор контактной сети требовался лес-кругляк, для тяговых подстанций — строительные материалы, дорогое электрооборудование, для монтажа контактной сети — дорогостоящий медный провод и техническая арматура. Требовалось перестроить осветительные, телефонные сети по всей линии, подготовить качественное дорожное покрытие.

 
Стройка стала, можно сказать, всенародным проектом - к работам привлекались жители города, рабочие предприятий и организаций, студенты учебных заведений, организовывались субботники и воскресники.

В группу из тринадцати человек – первых водителей троллейбусов - было попасть чуть ли не так же сложно, как в отряд космонавтов.
 
 
 
 
«Поехали!»
4 ноября 1948 года состоялось торжественное открытие троллейбусного движения по маршруту «Пенза I» — «Мебельная фабрика». В этот день все три троллейбуса МТБ-82Д выехали в рейс с пассажирами. Первыми инновационный транспорт испытали депутаты горсовета, строители, стахановцы.

Длина маршрута от Привокзальной площади до Набережной реки Мойки составила 9,4 километра. Плата за проезд осуществлялась по зонам. Стоимость одной зоны составляла 20 копеек. Например, проезд от Пенза I до мебельной фабрики стоил рубль двадцать.
 
 
Интересный факт - к моменту пуска троллейбусной линии депо построено не было, и зимой 1948—1949 годов троллейбусы ночевали на площади около драмтеатра.

В конце 1948 года на линии работало уже шесть машин, а троллейбусный парк составлял восемь единиц техники. Менее чем за два месяца 1948 года было перевезено 203 тысячи пассажиров.
 
 
 
 
Золотой век троллейбуса
Самый трудный этап был пройден. Дальше развитие троллейбуса продолжалось более быстрыми темпами. Нужно отметить, что транспорт не всегда передвигался по асфальту. Развитие контактной сети опережало обустройство безопасных и качественных дорог.

5 ноября 1949 года была пущена вторая очередь троллейбусной линии, соединившая «Пензу I» c Заводским районом города. Протяженность линии в однопутном исчислении увеличилась до 17 километров. К концу года парк составлял 11 единиц, среднесуточный выпуск — 10 единиц, за год троллейбусы пробежали 396 тысяч км и перевезли пять миллионов 404 тысячи пассажиров.

К концу 50-х годов прошлого века длина троллейбусной линии составила 28,4 км.
 
В 64 году было открыто троллейбусное движение по улице Кирова. Самое крупное расширение сети состоялось 12 июня 1966 года. В этот день был открыт троллейбусный маршрут, связавший центр города с удаленным поселком Арбеково. Длина троллейбусных линий достигла 50,3 км.

К началу 70-х годов существовало четыре троллейбусных маршрута.

№1. Мебельная фабрика — Компрессорный завод.

№2 Завод «Химмаш» — Дизельный завод.

№3. улица Горького — пос. Арбеково.

№ 4. Завод «Химмаш» — Терновский мос.
 
 
 
Любопытные факты советского периода
В 80-е годы прошлого века кондукторов в автобусах практически не было. Считалось, что советский человек не лжет, поэтому пассажирам доверяли. Пензенцы самостоятельно платили за проезд в троллейбусе, билет в котором стоил 5 копеек.
 
В общественном транспорте стояли автоматы для продажи билетов, а также компостеры, при помощи которых нужно было пробивать проездные талоны.
 
Обмануть социалистическую систему платы за проезд пытались, но очень редко. Нарушители пробивали проездные талоны по нескольку раз, откручивали билеты без оплаты. Но это были единичные случаи.
 
Охота на «зайцев» велась тогда более основательно, чем сегодня. Контролеры внезапно появлялись в салонах автобусов и троллейбусов и ловили безбилетников буквально за руку. «Зайцам» грозил штраф – один рубль.
Смутное время
С распадом СССР развитие троллейбусной сети города практически остановилось. С начала девяностых положение дел становилось все хуже.

В 2005 году сложилась ситуация, близкая к критической. Суммарный троллейбусный парк по обоим депо сократился до 126 единиц, из них 101 единица — троллейбусы с истекшим сроком службы. За год в троллейбусах произошло несколько возгораний (к счастью, обошлось без жертв).
 
В апреле новые власти города объявили о реорганизации предприятий муниципального пассажирского транспорта с целью повышения управляемости и сокращения издержек. Был организован единый перевозчик — МУП «Пассажирские перевозки Пензы», на баланс которого перешло все имущество МУП «Горэлектротранс», ранее эксплуатировавшего троллейбусную сеть города, а также автобусных МУП «Пензенское ПАТП № 1» и МУП «Пензенское ПАТП № 2». Вскоре троллейбусное депо № 1 было закрыто, контактную сеть демонтировали, подвижной состав перераспределили между двумя оставшимися депо.
В 2015 году МУП ППП было признано банкротом. 3 февраля 2015 года, троллейбусный парк полностью перешел под управление СМУП «Пензалифт». За это время ликвидировали троллейбусные маршруты, расформировывались депо. В Пензе все чаще стали поговаривать о том, что рогатые машины исчезнут с городских улиц.

Ждет ли Пензу троллейбусный ренессанс?
Первого мая 2017 года подвижной состав и имущество троллейбусного парка перешло под управление ООО «Городской электрический транспорт». За полтора года работы предприятие провело ремонт подвижного состава, реконструкцию контактной сети. Было повышено качество обслуживания, увеличилась скорость передвижения транспорта по городу, пассажиров стали возить в комфортных условиях.
 
 
27 декабря 2017 года в Пензу на испытания прибыл новый троллейбус производства Уфимского трамвайно-троллейбусного завода. В апреле 2018 года он был введен в эксплуатацию и начал работу с пассажирами на 7 маршруте.
На сегодняшний день троллейбусные перевозки в цифрах выглядят следующим образом.

Троллейбусный парк составляет 67 машин, 56 из них ежедневно выходить на маршруты.

Контактная сеть составляет 127 километров, в городе действует шесть маршрутов: №№1, 2, 6,7,8,9. Самая протяженная линия – маршрут номер 7, который соединяет аэропорт и микрорайон Запрудный. На нем ежедневно работает наибольшее количество машин – 23 по будням.
За девять месяцев текущего года троллейбусы перевезли 4 миллиона 299 тысяч пензенцев.

Достигнет ли электротранспорт былой популярности, покажет время. Пока 70-летний юбиляр чувствует себя достаточно уверенно. В планах у руководства предприятия уже не реанимация компании, а шаги по ее развитию. Потребность у пензенцев в экологически чистом транспорте, как показывают опросы, есть.