В Пензе на порядок меньше спортплощадок, чем пивных
В новогодние праздники муниципальные власти Пензы соревновались в красноречии. Путем банальных PR-приёмов пропагандировали здоровый образ жизни и в самый разгар зимних каникул проверяли готовность хоккейных площадок, а потом рапортовали главе региона.
Эксперты единодушны в мнениях - социально-экономических причин для снижения пагубных привычек в Пензе нет. Кто знает, может быть в эти минуты, подписывается очередное разрешение на открытие очередной пивнушки или магазина "шаговой доступности" по продаже алкогольных напитков и табачных изделий.
Да, закон оговаривает и вносит серьезные ограничения на продажу спиртных напитков. Но, в каждом правовом акте существуют лазейки, сквозь которые этот документ можно обойти. Например, запретили в многоквартирных домах размещать магазины и питейные заведения. Но, в том же документе сделали оговорку, что только со стороны подъездов. Прекрасно. Построим вход с другой стороны. То, что пивнушка в доме есть, - это факт, и все равно, как она повернута «к лесу передом или задом».
В Пензе просто не перестают обсуждать проблему потребления населением алкогольной продукции. В регионе деятельность по розничной продаже зелья осуществляет более 800 владельцев лицензии на 2,3 тыс. объектах. Потребление алкоголя, включая пива в расчете на человека составляет почти 10 литров. Это еще не посчитано сколько горячительной продукции участвует в незаконном обороте. А это не только убивает население, но и наносит значительный ущерб бюджетам всех уровней. При этом огромные средства поступают в карманы недобросовестных предпринимателей.
По оценкам специалистов, доля нелегальной продукции в общем объеме реализации алкоголя на потребительском рынке в целом достигает 40% — 50 %.
В областном правительстве пришли к выводу, что нужна система экономических, организационных, правовых и воспитательных мер, а также более эффективная деятельность правоохранительных структур во взаимодействии с органами власти и гражданским обществом.
С другой стороны, там же в правительстве Пензенской области еще будучи врио председателя кабинета министров Валерий Савин отмечал, что граждане, по его мнению, не стали меньше пить.
«Просто почему-то у нас нет плана по реализации продукции собственного производства. Магазины завалены алкоголем, произведенным в других регионах. В итоге на прилавках покупатель в первую очередь видит продукцию известных брендов, а местное пиво, как правило, стоит «в самом дальнем углу». Аналогичная ситуация наблюдается и с крепким алкоголем», - негодовал Валерий Александрович. Но здесь уже проявляется забота о бюджете региона.
Вместе с тем, у жителей Пензы, злоупотребляющих алкоголем, большой популярностью пользуется дешевая спиртсодержащая парфюмерия и лекарственные настойки. Были обнародованы данные российского рынка, из которого следует, что ежемесячно пензенцы сметают с прилавков аптек и магазинов 10 тысяч литров настойки боярышника, огуречного лосьона и других средств на спиртовой основе. Хотя, в ПФО Пенза далеко не лидер по употреблению суррогатов. В Ульяновске каждый месяц выпивают 60 тысяч литров дешевой парфюмерии.
Депутат Пензенской городской Думы Ирина Воронина еще в ноябре минувшего года направила запрос на имя председателя постоянной комиссии по образованию, культуре и социальным вопросам, здравоохранению, науке этого представительного органа Валерию Савельеву. Она предложила включить на декабрь месяц вопрос о работе администрации г.Пензы по определению границ территорий, прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. В документе называются и причины этой инициативы.
«Предприятия общественного питания продолжают продавать алкоголь вблизи детских образовательных организаций, а также своей работой нарушать тишину и общественный порядок.
Начавшийся 2016 год покажет результаты деятельности муниципальных властей Пензы.
С 1 января розничная продажа алкогольной продукции c содержанием этилового спирта менее 4 % допускается только в полимерной таре не более 0,5 л.
Депутаты Госдумы также предложили запретить продажу алкогольных напитков с содержанием этанола более 15 % по воскресеньям, а также по субботам после 16:00.
Они считают, что использование пластиковых бутылок для алкогольной продукции снижает её стоимость и повышает ценовую доступность такой продукции. Покупают её, как правило, молодёжь и люди с низким уровнем дохода.
Данные ограничения, считают парламентарии, должны повлиять на снижение спроса на алкоголь и будут способствовать решению демографического кризиса в стране. В ближайшее десятилетие в России вдвое сократится численность мужчин и женщин в возрасте от 20 до 30 лет, а к 2035 году вдвое сократится численность мужчин и женщин в возрасте от 20 до 40 лет. А это уже близко к демографической катастрофе.
Еще три года назад в России ввели запрет на продажу любой алкогольной продукции в ночное время. Запрещена розничная торговля с 23 до 8 часов по местному времени, за исключением магазинов беспошлинной торговли и организаций общепита. Местные органы сначало было решили усилить меры, наложив ограничение на торговлю спиртным 22 часами, но потом «подравнялись с Федеральным законодательством.
Это начинает приносить плоды - россияне стали меньше выпивать. В 2014-м на душу населения приходилось 13,5 л. выпитого спирта в год, а в 2015-м — уже 11,5 литра. Эти данные привела «Известиям» директор Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии Минздрава РФ Татьяна Клименко. Сменилась и структура потребляемых напитков. Россияне стали реже покупать водку и чаще — вино.
По мнению Клименко, снижение объемов выпитых горячительных напитков связано с государственной политикой в этом вопросе.
«Снижение начало происходить с тех пор, как алкоголь перестали продавать по ночам. Это очень позитивный момент, который говорит о действенности ограничительных мер. Результат видно: на улице пьяных почти нет», — заявила Клименко.
Многие эксперты и чиновники в последнее время говорят о повышении доли нелегального алкоголя и, соответственно, реальном увеличении количества употребляемых россиянами горячительных напитков.
«Это лоббистские утверждения, ведь ограничения наносят вред алкогольному бизнесу. За контрафактом пойдет далеко не каждый, его пьют единицы», — уверена Клименко.
Напомним, еще в августе прошлого года Росалкогольрегулирование получило правительственное поручение разработать материалы и план проведения кампании по повышению культуры потребления алкогольной продукции и борьбе со злоупотреблением спиртным. Пока федеральные власти не озвучили решения о том, какой будет стратегия и будет ли она вообще.