Главная тайна власти Путина
Александр Халдей на информационно-политическом блоге КОНТ разместил статью, которая будет любопытна читателям "Пенза-Взгляд".
Цель оправдывает средства
Гражданское общество - это всегда сообщество профанов. Профан - не дурак, а дилетант. По-простому - невежа. От слова "Не ведать". Манипулировать им очень просто. Как бы ни был образован каждый в отдельности в своей профессии, все вместе мы представляем собой большого циклопа - крупного, но слеповатого и недалёкого персонажа, которого очень легко одурачить.
И нас дурачат.
Это нормально. Умным народом очень трудно руководить. А руководить надо. При этом сами руководители очень часто далеко на так умны, как это нужно для успешного руководства. Поэтому задачей нашего образования больше не является воспитание человека-творца, а является воспитание квалифицированного потребителя. Это общемировая практика. Бывший министр образования Фурсенко, ныне проживающий за границей, впервые открыто назвал главную цель нашей системы образования. И никто его не одёрнул и не уволил. Никто не поправил его, сказав, что товарищ Фурсенко неправ и целью партии власти не является серийная штамповка дебилов. Это знак, не увидеть которого нельзя. .
Голду Меир, премьер-министра Израиля конца 70-х, однажды спросили, трудно ли быть премьер министром Израиля. Она ответила, что очень трудно.
"Почему?" - спросили её.
"Трудно руководить страной, где два миллиона премьер-министров" - ответила Голда Меир.
Она имела в виду, что трудно управлять народом с высоким уровнем образования, завышенным самомнением, амбициями всезнайства и отсутствием общих условных рефлексов на одни и те же команды.
Воспитание общих условных рефлексов есть задача предмета истории, преподаваемого в школе. Дат не помнит никто, но все знают, где враги и где друзья. А для нации это главное. Помните старую шутку? "В школе есть два главных предмета: НВП (начальная военная подготовка) и история. НВП учит, как стрелять, а история - в кого". И это очень мудрая шутка.
Однажды в конце 80-х мне довелось участвовать в разговоре лекторского состава Краснодарского Крайкома КПСС с руководством краевого Дома политпросвещения. Мы, молодые лекторы, после окончания двухгодичных курсов были приглашены на итоговую беседу в Крайком. Нам было рассказано о встрече некоторых членов ЦК КПСС, в чью сферу входила идеология, с группой американских специалистов по пропаганде. Они прямо спросили собеседников от советской стороны:
- Зачем вы даёте вашим людям такое системное образование, которое позволяет им иметь цельное мировоззрение и самостоятельно строить картину мира? Как вы собираетесь потом руководить этими людьми?
Реакцией наших партийных идеологов было недоумение: руководить не значит обманывать, считали они. Пропаганда, построенная на обмане, уязвима.
В ответ американцы посмотрели на наших идеологов как на детей, которым ещё предстоит дорасти до осознания некоторых истин. И американцы не ошиблись. В России у них уже подрастали единомышленники.
Все помнят, как Герман Греф пришёл в ужас от того же самого - от намерения начать говорить людям правду. Греф открыто спрашивал - а как же вы после этого сможете манипулировать людьми? Или вы не собираетесь этого делать? Тогда вы профаны в управлении и просто не понимаете значения манипуляций в воспитании народа. Говорить правду он считал безумием. Так его научили. Правда - удел немногих посвящённых. Самое ценное в жизни - это не деньги. Это время и информация. Кто владеет временем и информацией, тот и есть истинный правитель.
Хочешь хорошо спрятать - положи на видное место.
Об этом тоже все знают. Но знать и уметь применять - две большие разницы, как говорят в Одессе.
Мы живём в уверенности, что самое главное - это экономика. Базис. Из него вырастает надстройка - система управления со своей структурой. Это кажется нам настолько очевидным, что мы просто привыкли к этому и не замечаем ошибки этого тезиса. К тому же нам так часто об этом говорят, что мы уже обрели рефлекс на тезис "Экономика первична" по принципу "Кто же этого не знает?"
На самом деле значение имеет не экономика, а наше к ней отношение. После войны стало чуть-чуть получше с продовольствием - и мы уже были очень счастливы. Жизнь налаживалась! Сейчас нам стало чуть-чуть похуже, чем в 2008 - и мы всерьёз опасаемся чуть ли не голодных бунтов. Во всяком случае в США возврат к уровню жизни начала 90-х всерьёз рассматривается как угроза распада страны - ни больше, ни меньше.
То есть все проблемы не в экономике, а в наших головах. В том, как мы готовы воспринимать реальность. Как счастье или как катастрофу. Советский народ был счастлив любому уровню потребления - лишь бы не было войны. Такой народ - мечта любой власти. Но вот власть решила строить капитализм. Для этого ей понадобилась возгонка потребительской лихорадки. И люди перековали свои воззрения. Теперь они за 100 $ продадут маму, папу и Родину, и готовы вывалить на улицу сносить власть, если их лишают хамона с пармезаном и дешёвых туров в Турцию и Египет. Главная часть элиты готова вернуть Америке не только Крым, но и Кемску волость вместе с Кавказом и со всеми бывшими республиками СССР, лишь бы им вернули прежний способ и уровень потребления. Власть попала в капкан, добровольно выставленный ею своему народу. Хотели потребителя? Нате. Но имейте в виду: потребитель не солдат. "Потребитель" рифмуется со словом "предатель".
С развитием кризиса общество раскололось на "патриотов" и "пятую колонну", эксперты от которых стали активно убеждать народ поменять систему. Одни - в направлении углубления автаркии (у них это называется "суверенитет"), другие - в направлении углубления глобализации (так они называют американизацию). Оба лагеря дерутся за свою экономическую модель и взывают к Путину как к арбитру. Чтобы он встал на их сторону и склонил чашу весов в нужном им направлении.
Весь эфир забит спорами об экономике. Либералы и государственники, коммунисты и капиталисты, патриоты-западофобы и демократы-западофилы, патриотические жиды и не менее патриотические жидоеды - все спорят об экономике. Все тянут Путина за фалды на свою сторону - и стращают народ, что если "по ихнему" не станет, то стране каюк окончательный, полный и бесповоротный на веки веков.
Таким образом сложился баланс политических сил.
Об этом пропаганда тоже говорит, но намного меньше, чем об экономике.
И у общества образовалось слепое пятно на тему баланса сил. Самая главная тайна в мотивации Путина оказалась надёжно укрыта от глаз общественности, будучи положена на самое видное место.
Магия власти.
Власть всегда обладает непостижимой тайной. Магией власти владели древние жрецы. Ею владеют и ныне никому не известные руководители тайных обществ. Эта магия - удел посвящённых. Ей многие тысячи лет. Её тайна передаётся в закрытых обществах и никогда ещё не становилась известной профанному миру. Любая утечка наказывается немедленной смертью.
Только дураки думают, что власть можно завоевать путём борьбы за неё. Настоящую власть не завоёвывают - к ней ведут, подводят, осторожно и заботливо, охраняя от преждевременных опасностей и жестоко отбирая претендентов. Не владеющие тайной магии власти оказываются у неё как бы случайно, не задерживаются на её вершине. Мучительно выбравшись наверх при помощи кого-то, кто их использовал, из глубин социального дна, они исплёвываются из власти обратно вниз сразу после того, как у настоящих заказчиков пропадает в них нужда. И они снова оказываются там, откуда с таким мучением поднимались. Хорошо, если ещё остаются в живых.
Нынешняя власть коренится в природе финансов. Финансисты представляют собой древнее закрытое братство, вход в которое надёжно закрыт. Банкиры не предатели, они по своей природе дружат со всеми. К власти могут приходить кто угодно, хоть коммунисты, хоть монархисты, хоть демократы, но если кто-то из них вздумает всерьёз ссориться с людьми, контролирующими, скажем, мировой рынок алмазов, то они нарвутся на такие неприятности в мировом масштабе, что будут горько сожалеть о своей допущенной ошибке. Правда, очень недолго. Ибо жизнь их закончится намного раньше, чем они предполагают.
Банкиры конкурируют друг с другом, преследуют свои интересы, но они стремятся не допускать войн между собой и помогают друг другу. Не потому, что они альтруисты, а потому что конфликт может парализовать мировую кровеносную финансовую систему и вреда от этого будет больше, чем выгоды от поражения конкурента. В нынешней глобальной финансовой системе всё взаимозависимо.
Поэтому Эрдоган может сбить ОДИН самолёт Путина - но не больше, а Путин может публично послать Эрдогана и поставить в Сирии С-400, но тоже не больше. Сколько угодно можно объявлять друг другу санкции. Вести информационную войну. Устраивать диверсии. Но никто из них не имеет разрешения на углубление риска глобальной войны. Эту черту видят перед собой и Эрдоган, и Путин, и Обама, и саудовские короли, и катарские шейхи. Обама как смотрящий от мира глобальных финансов прямо заявил об этом всем. И все знают рамки, за которые выходить нельзя. И они за них не выдут.
России в этом году предстоят выборы. Потом - вторые. На фоне кризиса позиции власти в этот период как никогда слабы и уязвимы. Поэтому появляются целые толпы адвокатов власти, старающихся изо всех сил провести в наше сознание гегелевский тезис: "Всё существующее разумно". И если бы интеллектуальный уровень у этих адвокатов был немного повыше, им бы это удалось. Но жаль, интеллектуальную битву они проигрывают.
Потому что настоящие интеллектуалы не спешат стать безоглядными адвокатами власти. Ибо для чистых интеллектуалов такое прислужничество противно, а для холуёв эта задача невподъём - не хватает знаний и ума. Чем больше они публично льстят власти, тем большее раздражение вызывают.
Потому в России зреет опасность политических кризисов и срывов.
Но Путин спокоен. Интеллектуалы бесятся. Они не понимают, как так можно - ведь экономика сыпется! Ещё немного - и страна выйдет из управления!
Но Путин знает - страна переживёт и ещё не такое падение. Пока власть контролирует все политические центры силы в стране, ей ничего не грозит.
А грозит ей только нарушение баланса сил. И те, кто толкает Путина на экономические и политические реформы СЕЙЧАС, толкает тем самым Путина этот баланс нарушить. Накануне выборов. Пойти вразрез со всеми договорённостями. Реакция будет мгновенной и беспощадной.
Как бы ни перезрели экономические реформы - и обусловливающие их реформы политические - в преддверии выборов Путин на это не пойдет. Да, это ухудшит и без того ухудшающуюся жизнь. Ещё два года всё будет только ухудшаться - под бодрые рапорты с телевизоров и патриотических сайтов. Да, народ будет ворчать и плеваться, оппозиция, как при помощи Запада, так и без его помощи, будет пытаться использовать недовольство. Но подавляя оппозицию, есть шанс дотянуть до выборов и пройти их, сохранив и власть, и страну, и жизнь. Начать реформы по смене политической системы до выборов - это разрушить всё.
Сказать это открыто и прямо Путин не может. Он не может сказать:
- Люди! Я знаю, что вам тяжко. Я знаю, что если ничего не менять, то будет ещё тяжелее. Но я не могу сейчас начать перемены, чтобы не бросать вызов богатым, которым далеко не так тяжело, как вам. Ибо тогда богатые, используя выборы, сомнут и меня, и вас, и приведут вам Ходорковского. И это точно будет намного хуже, чем то, что я вам предлагаю. А предлагаю я вам терпеть. Терпеть и верить мне. Я сделаю то, что должен - но не сейчас. Потерпите до 2019 года.
Путин не может так сказать прямо.
Но он сказал нам это намёком. Как обычно никто не услышал, а те, кто услышал. подумали: "Вот, он ещё и шутит. До шуток ли сейчас!"
А это была вовсе не шутка. Это было предупреждение. Помните анекдот Путина на пресс-конференции?
Встречаются два мужика. Один другого спрашивает? "Как жизнь?" Другой отвечает "Как зебра, в полосочку. То чёрная, то белая. Сейчас как раз чёрная". Через время вновь встречаются, и мужик говорит: "Ты знаешь, сейчас у меня чёрная полоса". "Как так, ведь чёрная была тогда!" - говорит первый. "Нет, оказывается тогда была белая" - отвечает второй.
Президент России Путин не для того собрал пресс-конференцию на весь мир, чтобы в кризис анекдоты травить.Путин предупреждает. Нас с вами предупреждает - не толкайте меня в спину. Не ссорьте меня с элитами, которые не хороши, но если они сейчас передерутся, то конец и мне, и всем вам. Этого мы точно не переживём.
Иначе ваша нынешняя тёмная полоса покажется вам белой.
Сохранение баланса сил. В этом и есть самая главная тайна власти Путина. Которую он, впрочем, совершенно не скрывает. Положил на самое видное место.
Может, увидим наконец?