5 декабря 2025, ПТ, 09:53
28 июня 2025 Образование

Династия Мали: педагогика как призвание

Автор:Уйменов Алексей
фото: архив семьи Мали

Педагогическая династия, выросшая из любви к детям, уважения к профессии и стремления к передаче знаний, уже не одно десятилетие формирует новое поколение учителей и специалистов по информационной безопасности. Мы поговорили с тремя представителями семьи Мали, в которой университетская кафедра стала не просто местом работы, а семейной традицией.

Первый выбор

Заведующая кафедрой «Теория и методика дошкольного и начального образования» Пединститута имени В.Г. Белинского Любовь Мали вспоминает, что ее путь в педагогику оказался во многом предопределен. Ее папа был инженером, но работал еще и в вечерней школе, где преподавал физику и астрономию. Мама закончила физико-математический факультет и была учителем математики в Веселовской средней школе.

«У нас учительская семья. Когда я закончила 10 классов, не раздумывая пошла в Педагогический институт. Закончила историко-филологический факультет, поработала три года в школе, а затем в 1978 году меня пригласили работать сюда, в институт», - вспоминает Любовь Дмитриевна.

Ее дочь Наталья соглашается, что продолжила семейную педагогическую традицию, но поступать в свое время решила не на истфил, как мама, а на факультет, где готовят учителей начальных классов. «У нас в начальной школе была очень хорошая учительница, мне хотелось стать такой как она», - объясняет свой выбор доцент кафедры дошкольного и дефектологического образования пединститута.

Директор центра разработки онлайн-курсов ПГУ, доцент кафедры «Информационная безопасность и системы технологий» Владимир Александрович Мали тоже признается, что определяющую роль в его выборе технического направления образования сыграли школьные годы: «Получилось что не привили любовь к гуманитарным наукам, а к техническим привили. Физику и математику у нас в школе преподавали интересно, они мне давались».

Педагогическая «неизбежность»

По словам Любови Мали, профессиональная династия для нее значит, прежде всего, духовное родство и радость от того, что накопленный педагогический опыт удалось передать детям.

Владимир сначала иронично замечает, что быть педагогом в семье Мали это, в первую очередь, неизбежность, а затем уже серьезно рассуждает об ответственности, которая, лежит на их плечах: «Мы все в одном коллективе работаем. Когда все вокруг знают тебя и твоих родственников, это, разумеется, накладывает определенный отпечаток».

Об общности интересов в большой педагогической семье говорит и Наталья. Она убеждена, что педагогическая династия, скорее всего, будет прирастать новыми поколениями. Уже сейчас ее старшая дочь окончила институт и работает педагогом дополнительного образования, занимается юнармейским движением и кадетскими классами, а младшая дочь планирует стать студенткой педагогического института. «В нашей семье эти традиции как будто сами возникают и продолжаются», - рассказывает Наталья.

По мнению Любови Дмитриевны, у всех Мали врожденная предрасположенность к педагогике: «У всех есть способность рассказать, объяснить, убедить».

Фамильные споры

Разъяснять и убеждать преподавателям приходится не только студентов, но и друг друга, благо, по признаниям самих героев беседы, они проводят вместе много времени — работая, отдыхая и даже трудясь на дачных участках, расположенных рядом. Владимир со свойственной ему иронией приводит в пример спор о системе оценивания студентов: «Вот я говорю, что если человек хоть что-то знает, это уже «четверка», а они говорят, что «двойка».

На каком-то этапе в семье Мали споры вызывала эффективность онлайн-обучения студентов. Возглавляя профильный центр в ПГУ, Владимир доказывал, что за этой формой образования будущее, в то время как женщины-педагоги поначалу не готовы были легко соглашаться с его мнением и приводили контраргументы. Теперь и Любовь Дмитриевна признает, что онлайн-курсы, интернет-образование и видеоконтент полезны и хорошо воспринимаются современными студентами.

О студентах и советах

О нынешних студентах каждый из представителей педагогической династии отзывается исключительно хорошо. По опыту Любови Мали, сейчас учащиеся вузов ничуть не менее знающие, чем 20 или 40 лет назад. Она же выделяет еще одно качество молодого поколения.

«Я могу сказать, что они духовно богаче, чем предыдущие поколения. Как так получается, я не знаю. Они многие вещи начали понимать раньше нас: что нельзя обидеть человека, нельзя сказать грубость, нельзя быть жестоким, что нужно быть более гуманным по отношению к окружающим. Я иногда задумываюсь: откуда они это знают, ведь в отличие от нас мало читали классику, Достоевского и Толстого, а оказывается они быстрее воспринимают нравственные ценности. Они их чувствуют, как будто сразу в них и росли», - размышляет опытный методист.

Ей вторит дочь Наталья, которая отмечает, что на своих студентов ей тоже грех жаловаться. «У нас очень хороший факультет. Правда, учащиеся с первого курса недавно мне сказали, что дети дошкольного возраста в отличие от них в том же возрасте совсем не подарок», - отмечает она.

Поделилась семья Мали и самыми ценными советами, когда-либо услышанными от коллег по профессии и не только. Наталья называет главным уроком терпение: «Нельзя делать поспешных выводов - нужно прожить в профессии хотя бы три года, чтобы понять, твоя ли она». Этот же принцип, по ее мнению, прекрасно работает и вне педагогической деятельности - не стоит торопиться с умозаключениями, особенно в отношении людей.

Любовь Дмитриевна считает важным афоризм, который стал для нее жизненным принципом: «Нужно не только делать то, что любишь, но и научиться любить то, что делаешь». А Владимир вспомнил лаконичный совет: «Учи хорошо - и все получится».

Дело семейное

Все трое сходятся в мнении, что династии в любой профессиональной сфере - это благо как для ее членов, так и для общества в целом. Мали приводят в пример семьи научных работников, артистов, врачей, и практически всегда подобная передача опыта из поколения в поколение обогащает, дает новые стимулы к развитию. «Педагогическая династия тем хороша, что дети сразу видят все плюсы и минусы этой профессии. У них формируется готовность воспринять плюсы, а с минусами мириться», - добавляет она.
Владимир Мали, работающий в приемной комиссии, по опыту знает, как сложно бывает молодым людям определиться с направлением своего будущего образования.

«Приходит абитуриент и говорит - я не знаю, кем хочу быть. А кто ему подскажет? Родители, которые, как правило, хорошо знают то, чем сами занимаются. Когда есть доверие между родителями и детьми, появляется и возможность профессионально ориентировать абитуриента. Во время обучения и становления профессионала многое значит помощь близкого старшего товарища, который все это уже прошел, который подскажет и сориентирует», - рассуждает он.

«Мы не ставили перед собой цель создать династию. Но теперь она есть», - подводит итог беседе Наталья. Есть большая вероятность, что педагогическую династию в перспективе ожидает пополнение. Любовь Дмитриевна с удовольствием рассказала, что ее внук, сын Владимира Александровича, в прошлом году только пошел в первый класс, а уже заявил, что намерен «работать в вашем университете». «У него интересный склад ума, так что может быть так и случится», - улыбаясь, прогнозирует она.

Ольга А.
Читайте также
Больше новостей