Директор пензенской школы №9 Алексей Миронов: «Мы все разные и все прекрасные»
С 1964 года в Пензе работает средняя общеобразовательная школа №9. Сегодня из 500 с небольшим ее учеников около 200 представляют цыганскую общину областного центра.
Директор школы, председатель комиссии Общественной палаты при правительстве Пензенской области по вопросам образования Алексей Миронов трудится в своей должности вот уже 17 лет, а впервые переступил порог этого учебного учреждения 35 лет назад.
«Наша школа - хорошая и очень дружная. Мы работаем с детьми различных национальностей и говорим об этом открыто. По сути, мы являемся социокультурным центром на территории, где компактно проживает цыганская община. И вот уже на протяжении 60 лет дети-билингвы (дети, которые владеют двумя языками на высоком уровне, будто бы оба для них являются родными — прим.ред.) обучаются здесь», - рассказывает он журналисту портала «Пенза-Взгляд».
Уникальный подход
По словам Алексея Миронова, в школе накоплен огромный опыт работы с детьми-билингвами, которым руководство образовательного учреждения и учителя охотно делятся со школами в Санкт-Петербурге, Рязани, Волгограде, Астрахани, Липецке и множестве других городов. Директор подчеркивает, что наработки педагогического состава оказались востребованы и за рубежом, где обучение билингв тоже является одной из актуальных задач.
В 9-й школе были разработаны и успешно применены методические пособия по работе с детьми из цыганской общины. Одно из них предназначено для детей, которые только приходят в школу без достаточного знания русского языка, другое — для учащихся, переходящих из начальной школы в среднюю. Миронов поясняет, что это два очень важных этапа, которые во многом формируют способность ребенка к обучению в школе. Он подчеркивает, что это не учебники по русскому языку, а пособия, стимулирующие общее развитие школьника
«Мы были экспериментальной площадкой для обучения детей-билингв из других регионов России, выступали на международных конференциях по этой теме. Помощник королевы Великобритании по образованию, выслушав наш доклад, дал проводимой нами работе высокую оценку», - вспоминает Алексей Миронов.
Разные и прекрасные
Директор школы №9 рассказывает, что представители цыганской общины с течением времени все более четко осознают и передают новым поколениям мысль о важности школьного образования. Этому помогает знакомство опытных учителей, чей стаж насчитывает от 20 до 40 лет, с бывшими учениками из общины, которые в свое время сидели за партами в той же школе и получали пригодившиеся им в жизни знания.
Миронов отмечает способности детей-билингв. «Конечно, они приходят в школу не такими подготовленными как их сверстники, потому что не посещают детские сады, но это талантливые дети, которые многое схватывают на лету, а мы им помогаем — развиваем память, мышление, внимание. Проходит 2-3 года и они догоняют других детей», - рассказывает директор.
На протяжении последних 15 лет, продолжает он, дети-билингвы регулярно заканчивают 9 классов и сдают государственные экзамены, некоторые из них остаются и завершают обучение в 10-м классе, а самые целеустремленные проходят весь школьный путь — от 1 до 11 класса, поступают в колледжи и техникумы.
В качестве яркого примера такого стремления к знаниям Миронов приводит выпускницу школы Марию, которая несколько лет назад закончила 11 классов, сдала ЕГЭ на 240 баллов и поступила на специальность «менеджмент» в одном из высших учебных заведений Пензы.
Еще один пример, который приводит руководитель 9-й школы — Влад Т., закончивший 9 классов и поступивший в колледж.
Идут дети-билингвы и по музыкальной стезе: Влад М. в этом году успешно закончил музыкальную школу, прекрасно играет на фортепиано.
Объединяет детей не только образование, но и спорт. У школы есть сильная футбольная команда, которая, по словам Миронова, неоднократно добивалась успехов на городских соревнованиях.
«Девиз нашей школы - «Мы все разные, но все прекрасные». Мы принимаем всех. Чего не умеешь - научим», - уверяет директор.
Работа на перспективу
В школе №9 города Пензы давно осознали, что инициатива в работе с детьми-билингвами должна идти от преподавательского и руководящего состава образовательного учреждения. Миронов подчеркивает, что не надо ждать, когда кто-то придет и решит все проблемы.
«Мы активно работаем с диаспорой, со старейшинами, с цыганской национальной автономией, проводим совместные мероприятия», - отмечает он.
В качестве примера такого сотрудничества Миронов приводит 8 апреля — Международный день цыган, когда в школу приходят многочисленные гости, в том числе цыгане из других районов Пензы, и рассказывают о своих традициях.
«В День защитника Отечества, 23 февраля, уже дети-билингвы поют вместе с русскими, татарами и мордвой «Катюшу» - воодушевленно, с понимаем», - вспоминает Алексей Миронов.
Как и в любой школе, в 9-й есть свои проблемы, но их корень не таится в межнациональных отношениях, уверяет директор. А еще он рассказывает о своей мечте.
«Я бы очень хотел, чтобы кто-то из выпускников-билингв окончил педагогический иниститут или училище, а потом пришел работать в нашу школу со знанием языка. Наши учителя, конечно, немного понимают детей из общины, но понимать и общаться - это разные вещи. Хочется выйти на новый уровень педагогического взаимодействия», - верит и надеется Алексей Миронов.
Ольга А.