18 декабря 2025, ЧТ, 01:08
19 октября 2023 Общество

Кондуктор Надежда Боронина: «Стараюсь всех встретить с улыбкой»

В год 75-летия пензенского троллейбуса продолжаем серию публикаций о людях, которые связали свою трудовую жизнь с электротранспортом, который в настоящее время активно развивается.

На маршруты города выходят десятки новых троллейбусов, что открывает возможности для трудоустройства специалистов различных профессий и специализаций.

  Зайдя в троллейбус, первым, кого видят пассажиры зачастую является кондуктор. Надежда Боронина работает в этой должности с 2010 года.

«Стать кондуктором не планировала, но так сложилась жизнь. Вообще, я оператор станков с ЧПУ и много лет отработала по своей специальности на заводах города. Выработала стаж на вредном производстве, необходимый для назначения пенсии, но продолжала трудиться.  История для нашего времени, к сожалению, распространенная: производство закрыли, работников сократили. На пенсию рано, я еще вполне в трудоспособном возрасте была. Увидела информацию о вакансии в депо и пришла трудоустраиваться. Сразу понимала, что труд не из легких, но решила попробовать. Ни разу за эти годы не пожалела о своем решении. Для меня в работе много плюсов - стабильная зарплата, удобный график, общение с людьми. Ничего так не учит разбираться в людях, как живое общение. В процессе работы я стала лучше любого дипломированного психолога.  Пассажиры очень разные, уже по тому, как они заходят в салон, понимаешь, что и как кому сказать».

Кондуктор не только производит контроль оплаты за проезд и выдачу билета, но и обеспечивает безопасность в поездке. Именно благодаря профессиональным действиям кондуктора в общественном транспорте удается избежать критических ситуаций.

«Непредвиденные ситуации в общественном транспорте – не редкость. В августе у меня на маршруте в салон зашла молодая женщина, села у окна. Я постоянно просматриваю салон во время поездки. Смотрю, пассажирка прислонилась к стеклу, первая мысль была, что устал человек. Троллейбус движется, а она все более неестественную позу принимает. Подошла, спрашиваю, все ли в порядке, не отвечает, трогаю осторожно за плечо, а она обмякла вся. Сразу поняла, что случилась беда.  Главное, не растеряться, в любой ситуации сохранять спокойствие. Сразу подошла к водителю, предупредила. Набрала 112, экстренный вызов.  Скорая и полиция приехали быстро. Оказалось, что женщина впала в кому, сахарный диабет. Врачи сказали, что в таких случаях надо действовать очень быстро, чтобы спасти жизнь. Экстренно госпитализировали. Хотела узнать ее дальнейшую судьбу, но в силу врачебной тайны сделать это не удалось, надеюсь, что ее спасли и с ней все хорошо.  Действовать по инструкции, конечно необходимо, но еще надо относиться ко всему с душой и пониманием.

Стараюсь обеспечить комфорт и уют всем пассажирам. Да, конечно, расстраиваюсь, когда неуважительно относятся к нашему труду. На самом деле это сложная работа, но я не знаю такой профессии, где все легко и просто. В любом случае, стараюсь всех встретить с улыбкой. У нашего экипажа есть свои постоянные пассажиры. Недавно нам сдвинули график, так у нас пассажиры не садились в другую машину, а ждали на остановке нас с Григорием.  На праздники нам дарят небольшие подарки: шоколад, цветы. Часто благодарят за поездку, очень приятно, такие моменты дают возможность ощутить радость и удовлетворение от своей работы».

Кондуктором может стать практически каждый: женщины, мужчины, нет какого-то ограничения по возрасту, это работа, которая не требует наличия специального образования и опыта. Часто эта должность становится спасительным вариантом для людей, которым срочно нужна стабильная и достойно оплачиваемая работа.

Никита Лиликин, студент медицинского колледжа, стал кондуктором несколько месяцев назад.

«Я с детства люблю ездить на троллейбусах, чем-то они меня притягивают, и как-то во время поездки с учебы домой я услышал объявление о наборе на должность кондуктора. Мне как раз нужна была работа на каникулы. У всех разные ситуации в жизни и материальное положение. Я убежден в том, что в моем возрасте надо стараться обеспечивать себя самому и помогать маме. Сомневался немного, но, взвесив все за и против, решил попробовать. Отработал все летние каникулы и решил остаться на полставки, чтобы была возможность совмещать учебу и работу. Я учусь на «отлично», стараюсь окончить обучение с красным дипломом.

В начале работы были смешные моменты, в обществе есть стереотип, что кондуктор в городском транспорте - это взрослая дама, а тут молодой парень. Стоишь у двери в яркой жилетке с сумкой через плечо, валидатором, готов обилечивать, а пассажиры пролетают мимо тебя к водителю оплачивать проезд. А когда водитель отвечает, что кондуктор в салоне, начинают искать глазами, хотя я нахожусь рядом. Сложно было адаптироваться к новым условиям, но я с первого дня ощутил поддержку коллектива.  Коллеги старались помочь, объяснить все, рассказать, как лучше организовать работу на маршруте.

Я начал понимать, что работа кондуктором для меня - не только шанс заработать деньги. Мне работа кондуктором помогла сформировать полезные привычки: рано вставать, планировать свой график, стать более организованным. Также стала хорошей мотивацией для внутреннего развития. Я стал более ответственным, общительным, изменилось мое отношение к старшему поколению, я стал более внимательным к их потребностям. Все эти качества мне необходимы в дальнейшей трудовой жизни. После окончания колледжа и получения специальности я планирую продолжить обучение и получить высшее образование. Конечно, буду работать по специальности в медицине, и я убежден, что сейчас приобретаю необходимый опыт, который только поможет мне в дальнейшем».

Ольга А.
Читайте также
Больше новостей