Пенза троллейбусная: два поколения семьи Рябчиковых заботятся о транспортном обслуживании горожан
В год 75-летия пензенского троллейбуса продолжаем рассказ о людях, которые ежедневно обеспечивают бесперебойную работу электротранспорта на маршрутах города.
В 2023 году в Пензу поступают новые троллейбусы, к концу сентября их будет 94, а первые «ласточки» уже курсируют по улицам города.
«Приход новых троллейбусов для предприятия - долгожданное событие. Для водителя получить новый троллейбус - почетно. Традиционно управление новой машиной доверяют лучшему, борт №1 заслуженно передали в руки Николая Петровича Рябчикова», - рассказал начальник производства Владимир Колесников.
Больше 30 лет Николай Рябчиков работает на маршрутах города. Профессия водителя троллейбуса стала для него любимым делом.
«После окончания профессионального училища №7 по специальности «машинист автомобильного крана» я вышел на работу в автомастерскую, но почти сразу началась служба в армии. Потом устроился аппаратчиком на «Медпрепараты», но это было совсем не то, что я хотел. От родственника узнал, что начался набор новых водителей в депо. Я решил рискнуть. Врать не стану, сначала многое казалось сложным, но когда получил свой первый троллейбус, дело пошло. Вот уже 33 года работаю на маршрутах города, стажирую молодежь. Я люблю свою работу!» - рассказывает Николай Петрович.
«Николай у нас настоящий профессионал! Ему доверяют первый спуск новых троллейбусов с трала. Чтобы было понятно, это сложный процесс, и все правильно сделать может только опытный водитель. Троллейбусы при транспортировке могут слетать с креплений, это осложняет процесс спуска, машина может даже перевернуться. Это ответственная и точная работа», - рассказывает специалист по кадрам Любовь Строгонова.
Одним из показателей стабильности работы предприятия являются семейные династии. В троллейбусном парке Пензы трудится много семей. Сын Николая Петровича — Андрей - работает слесарем по ремонту подвижного состава.
«Все получилось случайно, никогда не думал, что буду работать с отцом. Понимал, какой ответственный у него труд. Был убежден, что я так не смогу. После школы с друзьями поступил в машиностроительный техникум и на практику попал в 3-е депо, а после получения диплома устроился слесарем по ремонту. Когда на предприятии было «переломное» время, я решил уйти. Попробовал себя в другой должности, но в какой-то момент понял, что надо заниматься тем, что нравится, и вернулся в родное депо. С детства люблю возиться с железками: гайки, пружинки - это мое дело, а тут стабильность, зарплата, график работы удобный - 5 через 2. Работать с отцом приятно. Консультируем друг друга, обращаемся за советами. Получается, что он управляет троллейбусом, а я знаю его изнутри и обеспечиваю ему возможность выходить на линию. Связь между водителями и слесарями очень важна. Водитель чувствует машину и может вовремя поставить ее на внеплановое ТО, чтобы избежать лишних поломок, а тут уже начинается работа технарей», - объясняет продолжатель династии.
Однако бывают и внештатные ситуации – как-то один из водителей поставил машину на плановое обслуживание в депо, уверенно сказав слесарю, что с ней все в порядке. «При осмотре стало понятно, что есть над чем работать. Говоря простым языком, пробило задний мост, все масло вытекло, если бы машина осталась на линии, то серьезной поломки было бы не избежать», - рассказывает Андрей Рябчиков.
Работа у отца и сына разная, но их объединяет любовь к троллейбусу. «Нас одинаково расстраивает неуважительное отношение к машине, очень переживаем, когда пассажиры портят салон», - отмечает слесарь. Андрей, как и отец, зарекомендовал себя на предприятии как хорошо знающий свое дело сотрудник.
«Мир держится на неравнодушных, отзывчивых людях. Отец и сын Рябчиковы – разные по характеру и профессии, но работают в тандеме на одно общее дело: обеспечивают комфорт и безопасность пассажиров. Компания, в свою очередь, ценит таких работников и гарантирует стабильную оплату и уверенность в завтрашнем дне», - говорит генеральный директор компании «Универсал Сервис» Алексей Кузнецов.
«Приятно осознавать, что сын нашего передовика пришел работать в депо, стал профессионалом, который душой болеет за свое дело, в сложных ситуациях готов всегда прийти на помощь», - отмечает начальник производства Владимир Колесников.
«Рябчиковы очень порядочные и отзывчивые. Территория депо большая, и мы стараемся за ней ухаживать. Проводим коллективные субботники, Николай и Андрей всегда откликаются, активно берутся за любую работу. По традиции после субботника мы организовываем чаепитие с пирогами: поработали, пообщались, отдохнули. Николай любит шутить, поднимает всем настроение», - рассказывает Любовь Строганова.
Про свой отдых Рябчиковы говорят с улыбкой. «Здесь наши предпочтения расходятся, - говорит Николай Петрович. - Оба любим отдых на природе, но абсолютно разный. Я после многих часов за рулем, шумного города, интенсивного движения, предпочитаю рыбалку, сбор грибов и ягод. При этом моя цель не улов, а именно возможность замедлиться, просто спокойно посидеть, посмотреть на красоту воды и леса».
«А у меня все с точностью наоборот, - смеется Андрей. - Помочь родителям на даче согласен, но просто сидеть я не могу. Мы с друзьями за активный отдых. Летом это прогулки на велосипедах по полям, зимой гоняем на снегоходах».
В семье нет рассуждений о том, чья работа сложнее. Каждый уважает и ценит труд другого. Понимают, что делают общее дело для продолжения работы наших любимых «рогатых». Радуются тому, что закуплены более современные и безопасные троллейбусы, комфортные для водителей и пассажиров, наличие автономного хода у которых помогает продолжать движение в сложных дорожных условиях и там, где нет контактной сети.
Ольга А.