05 Мая 2024, ВС, 02:07
              

Возможно ли развитие компании при задействовании значительного количества сотрудников из-за рубежа?

Пандемия Covid-19 привела к ситуации, когда огромное количество работодателей перевели своих сотрудников на удалённый формат работы. Но в связи с этим, многие транснациональные корпорации стали привлекать к работе исполнителей из регионов, в которых уровень оплаты труда весьма невысок. Давайте задумаемся какая же доля таких удалённых рабочих мест, занимаемых зарубежной рабочей силой, может присутствовать в структуре бизнеса, без нанесения ущерба для развития?

Вроде как выяснить это можно при помощи грубой количественной оценки, основанной на двух наблюдениях:
1) оффшорная работа – это, как правило, торговля услугами;
2) количество телемигрантов (давайте так их называть) - это объём оплаты бизнесом за эти услуги, поделённый на среднюю заработную плату в регионе.

Но эти оценки не могут быть точными, потому как не вполне ясно, уровень заработной платы какого именно региона брать за основу – того где проживает удалённый исполнитель или того, где физически располагается работодатель.

Дистанционное выполнение работы из-за рубежа уже сформировало такое понятие как «телемиграция» - этот формат уже широко распространён по всему миру. Но пока он вряд ли изменит пути развития большинства стран с развивающейся экономикой. Базовые потоки торговли услугами скромны, и стандартная модель развития предполагает скромные изменения из-за весьма существенных ограничений. Поэтому, на развивающиеся страны, это явление пока оказывает незначительное воздействие со скромными последствиями в плане эффективности использования.

В существующих структурных моделях по привлечению зарубежных наёмных сотрудников пока не прослеживается переломных моментов именно из-за незначительной доли такого явления в структуре бизнеса компаний. А поэтому, для изучения вопроса необходимо воспроизвести простую модель телемиграции, в которой даже небольшие изменения штатного состава работников могут иметь большие последствия. Суть в том, чтобы предположить, что латентное сравнительное преимущество принимает иную форму, чем обычно предполагается в количественных торговых моделях. Учитывая это, небольшие изменения в торговых издержках могут привести к значительному и асимметричному увеличению экспорта услуг из стран с низкой заработной платой.

Будущее глобально меняется по одной неизбежной причине: стоимость перемещения невесомых вещей (идей и данных) падает радикально быстрее, чем стоимость перемещения вещей, имеющих физическую массу (товаров, сырья и т.п.) Телемиграция, а именно работа из дома, когда дом находится за границей — это небольшой, но быстрорастущий аспект будущего глобализации.

Окажет ли это явление ощутимое влияние на развитие компании в той или иной отрасли? Ответ на этот вопрос связан с ответом на второй вопрос: сколько рабочих мест в сфере услуг может быть переведено из богатых стран в развивающиеся рынки чтобы не нанести урон бизнесу? Поскольку для ответа на этот вопрос требуется смоделировать и проанализировать всевозможные непостижимые вещи, то экономисты, как правило, сосредотачиваются на более простом вопросе: сколько рабочих мест можно перевести на зарубежный аутсорсинг по удалённому формату сотрудничества?

Более десяти лет назад Алан Блиндер проводил исследования по такому вопросу, рассмотрев особенности рабочих мест в Соединённых Штатах. Его методика для получения ответов была основан на двух векторах. Первый вектор описывал «оффшорность» каждой профессии. Вторым вектором было количество рабочих в США, занятых в каждой профессии. Аналитическая обработка результатов по этим векторам дала количественную оценку рабочих мест в США, которые можно было бы перевести за границу. По этим оценкам, от 22% до 29% всех рабочих мест в США потенциально могут быть переведены (или будут переведены) на зарубежный аутсорсинг в течение десяти лет.

Но только количественные показатели не могут поведать о том, насколько такой оффшоринг повлияет на качество и эффективность развития бизнес-проектов. Кроме того, в то время, когда проводилось исследование, не были ещё так развиты автоматизация и роботизация производства. Не существовало эффективных инструментов для дистанционного программирования промышленных роботов, систем мониторинга и корректировки производственных процессов на основе цифровых двойников. Да и сами программные приложения ещё не могли обладать такой мощной способностью поддерживать многозадачность и многопоточных процессов, так как конфигурация самих компьютеров и смартфонов, а также пропускная способность беспроводных сетей не позволяла.

сейчас уже стало ясно, что переход от узкого, чисто количественного, вопроса к более широкому должен включать в себя переход от сосредоточения внимания на характере занятий к более широким соображениям, которые указывают на более сложную зависимость от привлечения иностранных специалистов. Если телемиграция охватывает должности со слишком низким уровнем квалификации, то это никак на позволит ей стать основной силой развития, если только что-то радикально не изменится. Впрочем, сомнительно, чтобы это могло привести к достаточной эффективности.

Соответственно, если стремление компаний будет ограничиваться только этой нишей, то это не должно представлять большой угрозы для работников сферы услуг в странах с высокой заработной платой. Но этот успокаивающий вывод идёт вразрез с беспокойством, которое онлайн-офшоринг вызывает в странах с высокими зарплатами. Ещё в далёком 2004 году в «The Wall Street Journal» вышла большая статья, в которой уже тогда обозначалась эта проблематика: «Большую часть беспокойства американцев по поводу аутсорсинга в Индию и Китай можно свести к одному простому вопросу: останутся ли хорошие рабочие места для наших детей? ... Десятки миллионов все более квалифицированных китайских и индийских рабочих присоединяются к мировой экономике в тот момент, когда технологии могут почти мгновенно отправлять белых воротничков за границу».

Так каков же источник этого несоответствия между общепринятыми представлениями и более поздними выводами исследователей, основанный только на количественной оценке? Тут всё не вполне очевидно, ведь структура взаимодействия при глобализации включает как торговлю товарами, так и телемиграцию, то есть международную торговлю услугами и данными. Даже в простой модели взаимодействия между странами симметричное снижение стоимости торговых услуг на международном уровне может иметь очень асимметричные последствия для экспорта товаров из развитых государств и экспорта идей и виртуальных услуг из развивающихся.

Здесь, казалось бы, имеет значение как характер работы, так и компетентность самих работников с поправкой на менталитет и характерные особенности той области, куда будет ориентирована услуга: может ли услуга быть оказана из другой страны и есть ли иностранные работники, которые могут её предоставить? Например, может ли уругвайский финансовый аналитик выполнять ту же работу, что и американский сотрудник, экспортируя услуги американским клиентам, которых в настоящее время обслуживает его американский работодатель? Не повлияют ошибочно на выводы уругвайского специалиста то обстоятельство, что у него отсутствуют знания о внутреннем менталитете, особенностях и других важных факторах?

Выводом из этого непростого вопроса может служить следующее утверждение: зависимость возможности выполнения работы на зарубежном аутсорсе на самом деле зависит от ряда других соображений. Самым главным вопросом для управляющего компанией, должен быть таким: существуют ли иностранные рабочие, способные выполнять данную работу?

В настоящее время те профессии, задачи по которым можно выполнять удалённо, как правило, требуют высокой квалификации и всё равно должны высоко оплачиваться. Хотя, при привлечении иностранной рабочей силы, уровень оплаты может оказаться несопоставимым, что является хорошим стимулом для работодателя. Но есть другой ограничивающий фактор: потенциальные иностранные сотрудники/поставщики услуг представляют собой не всю долю существующей иностранной рабочей силы в компании, ведь количество иностранных рабочих, обладающих соответствующими навыками (или уровнем образования) для выполнения задач, может быть весьма ограничен.

Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что отечественные и иностранные работники по-прежнему не являются идеально взаимозаменяемыми, даже если они имеют одинаковый уровень образования или навыки. Например, англоговорящие канадцы могут быть неплохой заменой англоговорящих американцев на многих удалённых проектах, но бразильцы, говорящие по-португальски, похоже, с меньшей вероятностью смогут сразу же выполнять соответствующие задачи для Португальской компании. Даже носители английского языка из разных стран могут обнаружить, что их взаимодействие с клиентами и коллегами подвержено множеству языковых и культурных трений, о чём свидетельствует шутка о том, что Соединённые Штаты и Великобритания — это две страны, разделённые общим языком. Как оказалось, такие трения могут быть особенно актуальны в тех видах деятельности, которые можно выполнять удалённо.

В качестве примера можно привести профессию, которая требует самого высокого балла по владению английским языком — специалист по связям с общественностью (4,96 из 5). Хотя эту работу можно выполнять удалённо, в ней очень важны лингвистические нюансы и точность. Если рассуждать в более широком смысле, то работа, которую невозможно выполнять удалённо, как правило, опирается на социальные навыки, которые включают в себя элементы, характерные для конкретных социальных и культурных контекстов. А вот инженеры, программисты и специалисты в математических вычислениях могут работать удалённо, но они находятся в противоположной крайности с точки зрения важности знаний социума (1,66 балла из 5). Поскольку социальные и культурные контексты различаются в разных странах, маловероятно, что специалист по связям с общественностью или менеджер по продажам, находящийся в Ханое, станет идеальной заменой специалисту, находящемуся в Сиэтле.

Ещё одним вопросом о взаимозаменяемости работников из разных языковых, культурных и социальных контекстов — является проблема расстояния, а точнее разница по времени рабочего дня между работниками. Например, действия, которые можно выполнять удалённо, но которые должны выполняться синхронно, будут чувствительны к разнице в часовых поясах.

Все эти представления о взаимозаменяемости между отечественными и иностранными работниками сразу же приводит к стандартной проблеме, применяемой в торговле – поиску альтернативных поставщиков. Вероятность того, что американские фирмы наймут иностранных рабочих, зависит не только от расстояния до удалённого страны, но и от расстояния до альтернативных источников рабочей силы. Работодателю следует учитывать массу потенциальных поставщиков в других странах и фактор «расстояния» между ними. Отходя от вопроса «сколько рабочих мест в развитых странах можно перевести в офшор?» к «сколько рабочих мест в развитых странах может быть переведено за границу на развивающиеся рынки?» имеет смысл добавить соображения об экономической массе страны-экспортера и двусторонних препятствиях для такой потенциальной торговли услугами.