22 Декабря 2025, ПН, 01:48
              

Танцуют все

Археологи находят остатки первобытных жилищ, глиняные черепки, бусы, черепа… А можно ли найти танец, звучавший тысячи лет назад? Во Франции, в пещере Монтеспан, обнаружили нечто вроде храма охотников палеолита – древнекаменного века. Там находится вылепленная из глины статуя медведя, между лапами – череп медвежонка. Вокруг этой статуи сохранились отпечатки босых ног на глине, покрытой сталагмитовой коркой. Причем отпечатки расположены параллельно, словно человек подпрыгивал, приземляясь, каждый раз немного левее или правее. Это, безусловно, один из первых «танцевальных залов» человечества. Предлагаем и мы присоединится к большому обществу танцующих. На сайте https://elgato.by можно будет записаться в танцевальный центр Минска, выбрав предварительно понравившийся стиль.

Танец возник, когда беспорядочные прыжки подчинились ритму. Сначала музыкальное сопровождение было примитивным: хлопанье в ладоши, пение, удары барабана. И сейчас в некоторых племенах Африки и Австралии разыгрываются сцены, подобные танцам первых людей: один человек исполняет роль животного, подражает его повадкам, а остальные действуют как охотники. Молодежь, повторяя действия старших, учится охоте.

Древнегреческие юноши учились боевым приемам в особенной пляске, называемой пиррихий. Пиррихий танцевали с оружием, в шлемах и наколенниках. Два ряда танцоров нападали и отбивались, тренируясь в ударах, и это была не воинская тренировка, а красивый танец. У многих народов самые древние танцы – это хороводы, общее движение по кругу. Круг – это символ солнца, а солнцу поклонялись многие народы, в том числе и наши предки. В хороводе все имело значение. Притопывание под музыку или удары ладоней привлекали внимание богов, а смена направления в танце символизировала перемены, например, смену времен года. Впрочем, кружились не только в хороводе. Например, танец «вертящихся дервишей» в Турции символизирует движение планет вокруг Солнца. Между прочим некоторые танцевальные студии имеют в своем арсенале древние танцы.

Итак, сначала хоровод был частью религиозного обряда, потом стал веселой народной пляской, которую церковь осуждала как языческую. Но хоровод проник в замки феодалов и превратился в медленные придворные танцы: павану, гальярду, аллеманду… Круг хоровода стал квадратом, веселые танцы – медленными и важными шествиями. С этого момента разошлись пути народного танца аристократов. Время от времени какой-нибудь народный танец прорывался в богатые дома и там изменялся до неузнаваемости.