Старые добрые и новые умные сказки
С незапамятных времен сказки у всех народов имели педагогически-воспитательную роль, через них передавались и знания о мире. Из поколения в поколение дети всех времен и народов слушали сказки, постигая с их помощью жизнь. Даже одну и ту же сказку дети слушали с удовольствием, подробнее на этом сайте audiostories.ru.
Но наступила новая эпоха, прогресс затронул не только индустрию, но и людское сознание. Многое из того, что впитывалось с пеленок, сегодня отбрасывается и пересматривается. Некоторые родители стали с подозрением относиться к сказкам, считая их жуткими и жестокими. Другие опасаются, что ребенок, воспитанный на сказках, теряется в мире жестокой реальности.
Всем известно, что мудрость поколений передается именно через сказки. Традиционно в школе, а сейчас и в садике, наибольшее внимание уделяется письму, грамоте, счету, науке в ущерб нравственному воспитанию и развитию творческих способностей. Педагоги поняли, что сказка наилучшим образом воспринимается ребенком, ведь она говорит с ним на доступном ему уровне.
Влияние сказок
Сказка уместна в любой ситуации и пригодна в любом случае жизни. Главный смысл обучения ребенка заключается в нравственном и творческом воспитании. И не надо сводить это лишь к прослушиванию, обсуждению и пересказыванию. Сейчас многие произведения (сказки, рассказы, притчи и так далее) обязательно сопровождаются оригинальными заданиями и вопросами, выполняя которые, дети учатся осмысливать прочитанное, рассуждать, делать выводы. Ребенок как бы проигрывает сказку. Произведения – это не только «житейская» тема. Произведения включают «программу» обучения счету, точным и гуманитарным наукам. В их составе – основы ботаники, этики, зоологии, математики, человековедения и другое.
Дети учатся письму и чтению, рисованию и музыке. Таким образом, они получают полноценное развитие всех областей знаний. В то же время дети растут на позитиве, учатся доброте, пониманию других. Именно этого не хватает современным людям. Дети, воспитанные на сказках, вряд ли вырастут черствыми и агрессивными, ведь они получают серьезную нравственную базу.
Методика воспитания, основанная на сказках, помогает развить в детях коммуникабельность, они учатся давать адекватную оценку поступкам других, а также самооценку. Ребенок, обучаемый по этой методике, никогда не станет «зубрилкой», потому что в основе методики – мнение о том, что ребенок должен усваивать информацию активно и творчески.
Методика развития ребенка на «добрых сказках» предполагает совместный творческий труд, сопровождаемый диалогом взрослого и ребенка. Здесь нежелательно, чтобы ребенок работал самостоятельно.
Занятие проходят по следующей схеме:
- изначально проводится беседа, согласно выбранной теме,
- затем ребенку зачитывается произведение,
- после чего – обязательное обсуждение,
- в завершение – игра, рисование, сочинение или разыгрывание сценки.
Ребенок должен произведение проиграть, пережить.
Плюсы такой методики:
- Нацеленность на развитие гармоничной личности.
- Дети умеют красиво излагать свои мысли, анализировать прочитанное.
- Они высоконравственны (добры, правдивы, справедливы), имеют прекрасное воображение, творческие способности, высокоразвитое образное мышление.
Но есть и минусы методики:
- Во-первых, отсутствие энциклопедических знаний.
- Во-вторых, слабо развивается логика.
В целом, авторская методика развития ребенка на «добрых сказках» замечательна. Выявленные минусы легко устранимы. Добавьте к занятиям упражнения на логику, а также упражнения, расширяющие энциклопедические знания.