Лечим речевые нарушения
Различные речевые нарушения в современном обществе встречаются гораздо чаще, нежели можно предположить. Зачастую страдающие от подобных патологий люди стремятся избегать общения или свести его к минимуму, поэтому заметны такие нарушения не всегда. Однако с ними необходимо бороться и это вполне возможно. Из истории мы помним о примере Демосфена, страдавшего косноязычием и нарушениями дикции, но после упорных занятий ставшего великим оратором.
Виды речевых нарушений
Вследствие различных факторов, в частности отклонений от нормального течения процесса родов, а также факторов социального характера и последствий некоторых инфекций, могут развиваться у детей следующие разновидности речевых нарушений:
- Дислалия или косноязычие, при котором смешиваются, не выговариваются или заменяются другими некоторые звуки. При этом проблем со слухом и пониманием, а также словарным запасов у детей с дислалией не возникает.
- Ринолалия или говорение «в нос». Одновременно снижается тембр голоса и теряется правильное произношение звуков. Обычно ринолалия следствие дефектов строения речевого аппарата – «волчья пасть», «заячья губа» и пр.
- Дизартия. Эта патология вызывается органическими поражениями ЦНС, усложняющими моторику языка, расстройству подвергаются все речевые функции.
- Алалия (сенсорная или моторная). При моторной понимание не нарушено, не возможность говорить отсутствует. Возможно общение мимикой и жестами. Сенсорная алалия это полное лишение возможности понимания человеческой речи и, следовательно, – возможности говорить вообще.
- Логоневроз или заикание, встречается в быту чаще всего. Результат судорожного состояния мышц, очень плохо отражается на самооценке ребёнка.
- Дислексия и дисграфия. Выражается в неправильном чтении букв и их написании, отсутствии логичности речи и малом словесном запасе.
Во многих случаях восстановление речи вполне реально, если этим будет заниматься профессиональный квалифицированный логопед, желательно в индивидуальном порядке. В редких случаях подобные нарушения проходят самостоятельно.