26 Апреля 2024, ПТ, 00:25
              

Отмена печати: прогресс или регресс?

Отмена печати: прогресс или регресс?

Печать представляет собой базовый атрибут субъекта хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации. Она выполняет две основные функции. Первая из них состоит в том, что она является подтверждением юридического факта – подписания договора, подачи заявления, принятия решения и т.д. Её наличие свидетельствует о согласии юридического лица на оферту контрагента. Вторая функция – защитная. Наличие печати помогает доказать подлинность того или иного документа, а также указать на факт существования хозяйственных или гражданских правоотношений между субъектами предпринимательской деятельности. В то же время, фальсификация оттиска является преступлением, за которое предусмотрено наказание до 3 лет лишения свободы согласно ст. Уголовного кодекса РФ.

Отмена печати: последствия для бизнеса

Два года назад был принят федеральный закон, согласно которому наличие печати является уже правом, а не обязанностью юридического лица. К причинам создания законодательного акта можно отнести следующее:

  • дерегуляцию бизнеса. Во многих странах Европейского Союза не используются печати. По этой причине иностранные компании не могли реализовать свои цели на территории РФ.
  • ускорение процесса внедрения на все предприятия электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая отвечает требованиям современного прогресса, в особенности в сфере государственных закупок, где всё происходит в электронном режиме.
  • повышение уровня защищённости потребителей. Ранее распространённой была ситуация, когда по неосторожности на бумаге не проставлялась печать, а потребитель потом не мог доказать свою правоту.

Норма имеет два исключения. Она не применяется к:

  • субъектам хозяйствования, в уставе которых отдельно прописан пункт о том, какая печать используется при совершении хозяйственных операций. Если предприятие желает в дальнейшем отказаться от использования печати, то необходимо внести соответствующие изменения в устав с последующей регистрацией;
  • ситуациям, когда контрагент (другое юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель) настаивают на её использовании.

Требования к использованию печати согласно новациям

Необходимо отметить, что данное нововведение не ставит перед собой цель полной отмены печати предприятия. Оно лишь сужает круг правоотношений, в которых она является обязательным атрибутом документации.

Так, теперь печать может не ставиться на следующих документах:

  • при оформлении акта о несчастном происшествии, связанным с выполнением трудовых функций работником;
  • при внесении изменений в трудовую книжку (принятие на работу, повышение в должности, увольнение). В книжке проставляется только штамп отдела кадров, что не противоречит трудовому законодательству и не ущемляет права работника в отношении подтверждения факта его пребывания на определённой должности в указанное время;
  • внутренние документы (приказы, инструкции, рапорты, записки и так далее).

Где ставить печать необходимо:

  • на официальных документах, адресованных государственных органам или финансовым организациям;
  • на документах, направляемых в региональную или федеральную таможенную службу с целью последующей оплаты акцизного налога на импортную продукцию;
  • на уставных и других документах, которые необходимы для государственной регистрации юридического лица;
  • при оформлении договора аренды недвижимого имущества сроком свыше одного года, если в уставе прописан данный момент.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что несмотря на замену императивной нормы диспозитивной юридическим лицам всё равно стоит задуматься над тем, где купить печать. Сделать это лучше всего на специальных сайтах, где, используя онлайн-конструктор можно создать макет и заказать печать онлайн или скачать печать, которую Вы можете впоследствии изготовить в удобном для Вас месте.

В статье использована информация с сайта mystampready.com.