05 Мая 2024, ВС, 16:13
              

Основные виды подшипников

Подшипник - сборочный узел, часть опоры или упора, поддерживающий подвижную конструкцию с заданной жесткостью. Для каждого узла есть свое назначение подшипника - одни обеспечивают вращение, другие качание, третьи линейное перемещение с минимальными энергопотерями. Коэффициент полезного действия механизма зависит не столько от качества, сколько от правильно подобранной разновидности подшипника. Это, в свою очередь, влияет на работоспособность и долговечность конструкции. Выбирая, где купить подшипник, нужно изначально понимать, какой вид нужен и какие задачи перед ним стоят.

Разновидности подшипников: плюсы и минусы

Подшипники можно классифицировать на следующие основные типы:

  • шариковые,
  • роликовые цилиндрические,
  • роликовые конические,
  • игольчатые.

Шариковые подшипники

Разработнаы для восприятия нагрузки в радиальном направлении. За счет плотного размещения тел качения (шариков) в специальном желобке и точечного контакта между обоймой шарикоподшипник обладает самым низким коэффициентом трения.

Плюсы:

  • за счет минимального трения одинаково воспринимают осевую и радиальную нагрузку;
  • даже при высокой скорости вращения нагреваются медленно;
  • все модели между собой взаимозаменяемы;
  • малые осевые размеры

Минусы:

  • высокая чувствительность к механическим нагрузкам и вибрации;
  • на высоких скоростях вращения быстро выходят из строя.

Роликовые цилиндрические подшипники

В данном случае в качестве тел качения выступают цилиндрические ролики, закрытые в сепараторы. Предназначены для высоких радиальных нагрузок при отсутствии осевых.

Плюсы:

  • низкий уровень шума;
  • невысокие потери на трение;
  • не требуют подтяжки и смазки в течение всего рабочего ресурса;
  • срок службы – порядка 150000 км.

Минусы:

  • высокая чувствительность к механическим нагрузкам и вибрации;
  • не рекомендуется устанавливать в в высокоскоростных приводах – за счет действия центробежной силы выходят из строя в 2 раза быстрее, чем рассчитано;
  • большие радиальные размеры.

Роликовые конические подшипники

Применяют в парной установке с затяжкой внутренних обойм. При правильном натяге могут нести большие радиальные и осевые нагрузки при умеренных частотах вращения.

Плюсы:

  • используются при комбинированных нагрузках – одинаково воспринимают радиальную и осевую нагрузку;
  • подходят для применения в механизмах и конструкциях с тяжелой или ударной нагрузкой.

Минусы:

  • перетянутый подшипник быстро перегревается и выходит из строя, недотянутый принимает слишком большие ударные нагрузки;
  • необходимость периодической проверки люфта.

Игольчатые подшипники

Конструктивно похожи на роликовые, но вместо роликов в качестве тел качения выступают иглы - стальные цилиндры, имеющие максимальный диаметр до 5 мм, а длина может составлять 12 диаметров. Сепараторы изготавливают из металлов и из полиамидных соединений, наполненных стекловолокном.

Плюсы:

  • позволяют сохранять стабильность положения ролика, не допуская его перекоса;
  • несмотря на малое поперечное сечение, отличаются высокой грузоподъемностью;
  • практически невосприимчивы к резкому и сильному механическому воздействию.

Минусы:

  • плохо себя чувствуют при прогибании и некоаксиальности посадочных мест;
  • абсолютно непригодны в механизмах с осевой нагрузкой.