02 Мая 2024, ЧТ, 17:28
              

Какой стиль воспитания вы выбираете

Сегодня мы вновь поговорим об отношениях родителей и детей. Рассмотрим, какие стили воспитания в семье существуют и как они влияют на развитие и судьбу наших детей. Психологи предлагают различную типологию стилей семейного воспитания. Мы рассмотрим 5, на мой взгляд, более типичных: авторитетный, авторитарный, гипоопека, гиперопека и хаотический. Если требуются мастер классы для педагогов, то предлагаем перейти на сайт edu-ikt.ru.

5 стилей семейного воспитания:

1. Авторитетный стиль воспитания (демократический, сотрудничество) – подразумевает поощрение родителями детской самостоятельности. Они учат их ответственности с учетом возрастных возможностей и потребностей. Дети с довольно раннего возраста включаются в обсуждение и решение семейных проблем. Взрослые выслушивают и учитывают их мнение. В свою очередь, дети учатся слушать советы родителей, и их мнение является для них авторитетным. Такой стиль воспитания в семье обязательно подразумевает требовательность и твердость по отношению к поведению ребенка, справедливость и последовательность.

2. Авторитарный стиль (доминирование, диктат) – базируется на абсолютном подчинении ребенка родительским требованиям. Все решения принимаются родителями, объяснять и обосновывать свои решения они не считают нужным. Жесткий контроль, выговоры, запреты порождают конфликты и враждебность в отношениях. Авторитарные отношения лишают семью душевной теплоты и доверительности. Активные и психологически сильные подростки в последствии проявляют агрессивность и стараются как можно скорее выйти из-под родительского контроля. Опасность: когда ребенок начинает жить самостоятельно, и угроза наказания и страха исчезает – его поведение может стать неуправляемым, антиобщественным. А психологически более слабые дети становятся неуверенными и несамостоятельными. Такой стиль отношений порождает подозрительность друг к другу, отчужденность и враждебность к окружающим.

3. Гипоопека (попустительский стиль, снисходительный, либеральный) – выражается в том, что воспитание ребенка пущено на самотек. Родители никак не направляют развитие, поведение своих детей. Ребенок не знает запретов и ограничений. Родители или не умеют, или не желают руководить их поведением. К чему приходят дети из таких семей? Они часто конфликтуют с теми, кто пытается предъявлять им какие-либо требования (например, в детском саду, школе). Дети могут вести себя эгоистично, т. к. не привыкли к ограничениям и ответственности. Они могут быть легко вовлечены в асоциальные группы, т. к. их времяпровождение не контролируется, а к самоконтролю дети тоже не способны.

4. Гиперопека (опекающий стиль) – выражается в стремлении постоянно быть рядом с ребенком, быть в курсе его дел, решать за него проблемы. Ребенка постоянно контролируют, где он и с кем, ограничивают самостоятельность, во всем стремятся «подстелить соломки». Таким родителям присуща повышенная тревожность, постоянное опасение, что с ребенком может что-то случится. Как следствие – ребенок довольно поздно социально созревает, у него так же может проявляться тревожность, неуверенность, беспомощность. Может проявиться чувство преувеличенной собственной значимости, т. к. с детства он привык быть в центре «мироздания».

5. Хаотический стиль (непоследовательность руководства) – характерен для семей, где отсутствуют единые требования к ребенку со стороны родителей. Это или противоречия в подходах к воспитанию со стороны отца или матери. Или отсутствие конкретных ясно выраженных требований к ребенку. Или непоследовательность воспитательных воздействий: сегодня что-то запрещают, завтра это же разрешают – все зависит от того «с какой ноги встал» сегодня родитель. Такая непоследовательность родителей, их собственная импульсивность порождает у детей чувство внутренней нестабильности, формирует повышенную тревожность, неуверенность. Формированию самоконтроля и чувства ответственности в семье не придают значения, поэтому дети вырастают незрелыми и с неадекватной самооценкой.