28 Апреля 2024, ВС, 18:49
              

Как устроен утилизационный сбор в Беларуси

Один из платежей, который нужно осуществлять пересекая границу Республики Беларусь, утилизационный сбор. Вместе с “Белтаможсервис” мы разберёмся – зачем создавался утилизационный сбор, кто его выплачивает, когда он вносится и в свежих поправках.

Что такое утилизационный сбор?

В 2019 году первого июля Совет Министров Республики Беларусь принял Постановление №437 «Об утилизации транспортных средств». Постановление отчасти выравнивает утилизационный сбор.

Сам по себе утилизационный сбор был введён в 2014 году. Регламентирован он двадцать восьмой главой Особенной части НК РБ – в ней есть статьи №300-307.

Утилизационный сбор – это, по сути своей, выплата компенсации государству, которое будет утилизировать и вывозить неиспользуемый, нерабочий или старый транспорт. Поскольку дело это достаточно затратное, бюджету требуется компенсация.

Кто должен выплачивать сбор и на какие виды транспорта он распространяется?

Все лица, решившие ввезти автотранспорт на территорию Беларуси – вне зависимости от государства, из которого ввозится транспорт. Под “всеми лицами” подразумеваются и физические, и юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей.

Единственное, что значение имеет – это к какой из категорий относится транспорт. Закон даёт возможность не вносить платежи за часть категорий.

Сбор на границе взимают с:

  • Автобусов.
  • Личного автомобильного транспорта (исключения ниже).
  • Автомобилей с двигателями на электричестве.
  • Виды транспорта, характеризующегося повышенной проходимостью.
  • Автомобилей, имеющих ГСУ.
  • Самосвалов.
  • Фургонов, фур и грузовиков (включая те, которые оснащены рефрижераторами).
  • Полуприцепов и прицепов (более 10 тонн).

Сбор на границе не взимается с:

  • Автомобилей белорусского производства.
  • Автомобилей, которым больше 30 лет, которые не используются в целях коммерции и работают с исходными (оригинальными) деталями.
  • Автомобилей, соблюдающих европейские экологические стандарты.
  • Полуприцепов и прицепов (менее 10 тонн).
  • Мотоциклов.

Важно помнить, что чем старше транспортное средство, тем дороже будет оплата.

Кто может избежать сбора?

У любого закона и постановления есть исключения – и у постановлений и статей об утилизационном сборе они тоже найдутся. Машины для волонтёрской помощи, консульские автомобили, автомобили дипломатических миссий и представительств. А ещё автомобили, используемые в интересах государственной безопасности не облагаются утилизационным налогом при таможенном контроле.

Когда уплачивают утилизационный сбор?

Утилизационный сбор необходимо уплачивать во время таможенного контроля, на этапе оформления транспорта. Теперь, собственно, переходим к выгоде для владельца автомобиля – чтобы поставить транспорт на учёт в ГАИ нужно: уплатить утилизационный сбор и предоставить квитанцию об этом.

Кроме квитанции, для оформления в ГАИ запрашивают:

  • договора купли-продажи транспортных средств (в этих договорах содержится вся нужная информация);
  • паспорта владельцев (альтернативой может выставить нотариально заверенная в РБ копия паспорта).

Собственно, сам платёж проходит через систему ЕРИП, а деньги оказываются на счету Минской Центральной Таможни.

Содействие в подборе финансовых услуг