04 Мая 2024, СБ, 08:27
              

Как изменился бизнес за год: основные тренды

Последний год показал, в какой мере может стать уязвим бизнес — особенно малый и средний. Сейчас его зависимость от внешних факторов стала очевидна, как никогда. Комерсанты всех мастей поняли печальный факт: очень внезапно все может пойти по... пусть это будет "по нисходящей". В то же время для других предпринимателей в эпоху пандемии открылись новые возможности. Сегодня поговорим о наболевшем: о том, как изменился бизнес за последний год.

Возможности большего заработка. Розница

Есть предприниматели, которые сумели в период COVID-19 заработать больше. В первую очередь, это те, кто занимается розничными продажами через Интернет. Для многих выходом стала разработка интернет-магазина на Битрикс, платформа помогает в кратчайшие сроки реализовать практически любую предпринимательскую цель. Создать магазин на Битрикс можно за пару дней.

Итак, ритейлеры даже в эпоху экономического упадка сумели не только выжить, но и достичь неплохого роста. Ведь товары первой необходимости стали пользоваться еще большим спросом. Особенно, когда есть возможность удовлетворения покупательской потребности в бесконтактной доставке товаров по адресу. Вместе с тем бизнесменам приходится разрабатывать и новые стратегии. Паника всегда рано или поздно идет на спад. А ограничения в различных регионах то вводятся, то снова снимаются.

Доставка готовой еды

Пока закрываются рестораны, бары и пабы, сервисы доставки горячего питания подсчитывают прибыль. Интерес к доставке готового питания в различных регионах вырос в два-три раза. Когда заведения общепита закрыты, у населения не остается другого выхода, как заказать еду на дом.

Фармация, аптеки, медицинские организации

С одной стороны, население стало чаще заказывать еду и различные товары на дом. С другой, спрос вырос на антисептики и медицинские препараты. При этом спрос вырос на лекарства, предназначенные для разных заболеваний, а не только иммуностимуляторы. Население не особенно интересуется эффективностью препаратов. На фоне всеобщей паники люди расходуют деньги, не руководствуясь разумом.

Во время пандемии стали более востребованными и медицинские услуги разной направленности. Разумеется, в первую очередь это анализы. Желание проверить себя и близких людей на наличие вирусов можно понять. И поэтому за последний год заработали и аптеки, и медицинские организации.

Образовательные и развлекательные онлайн-проекты

Когда люди стали больше времени проводить в домашних стенах, логичным стало повышение спроса и на услуги различных медиаресурсов. Значительно выросло потребление цифровых мультимедиа, а общее количество интернет-трафика увеличилось более чем в половину. Для многих образовательных платформ период пандемии стал временем интенсивного роста и увеличения клиентской базы.

Особенности перехода в онлайн

В целом онлайн-проекты разных направлений переживают период массового роста. Предприниматели стремятся адаптировать ассортимент под новые требования рынка и запросы покупателей. Вместе с тем, переход в онлайн заставляет бизнесменов искать пути сокращения затрат. Приходится заниматься перераспределением ресурсов на первоочередные задачи.

Одной из них стала фискализация расчетов. Сейчас бизнесмены стремятся по возможности снабжать интернет-магазины кассами и вести бухгалтерию максимально прозрачно. Ведь в противном случае не выйдет рассчитывать на содействие государства. Закономерным следствием стал рост спроса на онлайн-кассы.

Те, кому не повезло

Если говорить о пострадавших нишах, большие затруднения испытывают предприниматели в следующих сферах:

  • Туризм и транспорт. Страдают предприятия разных специализаций — несладко пришлось авиакомпаниям, туроператорам, владельцам гостиничного бизнеса. Существенно сократился пассажиропоток на различных видах транспорта. Стали повышаться тарифы на проезд; виной тому служат убытки. К примеру, именно так произошло в Запорожье, где по причине финансовых потерь водители стали требовать увеличения тарифов. Денег от путешествующих стало намного меньше, но все так же приходится платить за аренду, техническое обслуживание и прочее.
  • Театры, кино, развлечения. Разные мероприятия стали откладываться на неопределенный срок. И это тоже ударило по карману предпринимателей в данном сфере; для многих же 2019 год оказался последним годом существования бизнеса в сфере развлечений.
  • Кафе, рестораны. Коронавирус жестоко ударил по этому сегменту бизнеса. Многие предприятия общепита закрылись в первые же месяцы пандемии без надежды на дальнейшее существование. Главными причинами стало банальное отсутствие клиентского спроса, а также ужесточение требований государства к работе баров и кафе.

Конечно, крупные предприятия сумели остаться на плаву. У них достаточно внутренних резервов, а также они могут рассчитывать на государственные программы поддержки. Что касается предприятий малого и среднего бизнеса — здесь приходится оптимизировать расходы и зачастую искать новые направления. Предпринимателям приходится рассматривать любые сценарии. Ведь как ситуация на рынке сложится дальше, никто не знает.