26 Ноября 2024, ВТ, 06:23
              

История павловопосадского народного промысла

Павловские платки любили и в России, и в Европе. Так, Международная выставка 1889 года в Париже наградила работы русских мастеров бронзовой медалью. А на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году платки получили высшую награду. Работа на фабрике Павловского Посада была не из легких. Смена длилась 11-12 часов в полутемных, холодных подвальных помещениях. Если набойщик допускал брак, не поддававшийся исправлению, он обязан был выкупить испорченный товар по цене готового изделия. Нередко за весь год рабочему не удавалось скопить ни копейки. На этом сайте https://v-news.kr.ua/chto-takoe-melton-kak-ego-ispolzovat.html узнайте что такое мелтон.

Интересные факты про павловский платок

В 1918 году фабрика была национализирована. В 1922 году стала работать школа фабрично-заводского ученичества. Начиналась реконструкция предприятия. Через несколько лет появились первые печатные машины, разместившиеся в специально построенном для них корпусе, водонапорная башня, литейная мастерская, водонапорная станция. Жизнь по-новому постепенно налаживалась. В то время большинство изделий производилось из ситцевых тканей — шерсти не хватало. Но традиционных рисунков мастера обычно придерживались. Чаще всего это были розы с крупными, хорошо прорисованными лепестками и листьями. Расцветка соответствовала натуральной окраске цветов и растений. Делались в те годы попытки обновить рисунки на платках. И тогда появлялись платки с тракторами, сеялками, комбайнами, паровозами, аэропланами… Такие платки не прижились.

Так что окончательно утвердился проверенный столетиями цветочный рисунок с растительным орнаментом. В 1937 году в Париже состоялась всемирная выставка. Павловские мастера отправили на нее 600 изделий - платки, гардины, скатерти, покрывала, художественные панно. Их мастерство было оценено высшей наградой — Гран при. Еще немало высших наград получили павловские платки в последующие годы. На Всесоюзной выставке декоративно-прикладного искусства, посвященной 40-летию Великого Октября, на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе… 50-е годы ХХ века для фабрики в Павловском Посаде, связаны с очередной реконструкцией производства.

К 1962 году на ручных операциях было занято менее 40 процентов рабочих. Пришли работать новые талантливые художники - З. А. Ольшевская, Л. С. Шаховская, С. П. Рыжов, Е. П. Регунова. Они продолжили народную традицию росписи платков и принесли новые элементы. Так, например, появились шали с белыми розами. Это придумала Лидия Шаховская. Для белых роз создавался специальный грунт — черный и синий. Семен Петрович Рыжов предложил производству такие платки, как «Тюльпан», «Мак», «Ромашка», «Георгины». Он был талантливейшим рисовальщиком, членом Союза художников. В 1963 году фабрики, расположенные в самом Павловском Посаде и в округе, объединились в Московское производственное платочное объединение. С тех пор это объединение является одним из мощных предприятий отрасли, производящей платки и ткани.