18 Мая 2024, СБ, 11:59
              

Чем отличается типография от полиграфии

Слова «типография» и «полиграфия» не только воспринимаются на слух созвучно, но и обозначают совместимые понятия, тесно взаимосвязанные между собой. Знать различия между значениями этих определений важно не только специалистам, имеющим дело с печатной продукцией, но и заказчикам – в этом случае они смогут грамотно и со знанием дела объяснить исполнителю свои потребности.

Чтобы лучше понять разницу между этими понятиями стоит рассмотреть каждое из них в отдельности. В общих чертах, полиграфия – это отрасль промышленности, занимающаяся массовым выпуском (тиражированием) любых видов печатной продукции. Типография же – это производственное предприятие полиграфической промышленности, на котором непосредственно осуществляются все этапы изготовления этой продукции. Так как даже после подобного объяснения у большинства людей все равно остается ряд вопросов нужно дать более подробное разъяснение всех нюансов значения каждого из понятий.

Что такое полиграфия

Под полиграфией обычно подразумевается не только отрасль промышленности как таковая, но и весь перечень печатной продукции, которую она производит и поставляет. По ряду признаков и назначению полиграфия разделяется на несколько групп:

  • Информационную – газеты, журналы, книги, каталоги, инструкции, справочную литературу, буклеты и т.д.
  • Производственную – стикеры, этикетки, обертки для кондитерских изделий, упаковочные коробки для бытовой техники и т.д.
  • Деловую – конверты, папки и блокноты с логотипами компаний, визитки и т.д.
  • Рекламную – листовки, постеры, флаеры, плакаты и т.д.
  • Спецполиграфию – паспорта, сертификаты, дипломы, бланки и другую полиграфию, выпускаемую на бумаге с водяными знаками, с применением специальных красок, нанесением голограмм или с соблюдением других специфических условий.

Отдельно стоит выделить так называемую оперативную полиграфию, к основным отличиям которой относится небольшой тираж выпускаемой продукции. Обычно ее производством занимаются частные копицентры, а для изготовления используется более доступное и компактное оборудование (ризографы, сабельные гильотины, биндеры, ламинаторы и другое), не требующее просторных цехов для установки, а также привлечения большого количества персонала для работы и обслуживания. Себестоимость такой полиграфической продукции более высока, поэтому если речь идет об изготовлении тысяч экземпляров выгоднее размещать заказ на крупных предприятиях.

Что такое типография

Типография – предприятие, выполняющее полный цикл полиграфических работ, включающий несколько этапов:

  • Оформление заказа и составление макета. Клиент при размещении заказа описывает свое видение конечного результата, на основании чего создается макет в электронном виде и согласовывается с заказчиком.
  • Допечатную подготовку (верстку). Созданный в электронном виде макет адаптируется под технические возможности применяемого для выполнения заказа оборудования (цифрового или аналогового).
  • Подготовку печатных форм.
  • Процесс производства (собственно печать). Чаще всего для выпуска больших тиражей применяется более выгодная с точки зрения стоимости одного экземпляра продукции аналоговая офсетная печать, обеспечивающая высокую скорость и качество производства, что особенно важно для издательства газет, журналов и другой информационной полиграфии.
  • Послепечатные операции, которые могут включать сшивание листов в брошюры, ламинирование, фигурную обрезку, наклеивание голографических наклеек и т.д.

При размещении заказа клиенту важно знать, что стоимость одного экземпляра полиграфической продукции во многом зависит от его формата. При офсетной печати минимальный размер листа соответствует формату А3+, также к стандартным относятся форматы А0, А1 и А2. При заказе полиграфии нестандартного формата в процессе обрезки листов до требуемых размеров часть исходного сырья приходится отправлять в отходы, что ведет к повышению стоимости каждого экземпляра и заказа в целом. Одним из способов решения такой проблемы является так называемый сборный тираж, когда на одном листе большого формата размещают сразу несколько макетов меньшего формата из разных заказов, сводя количество отходов к минимуму.