20 апреля 2024, СБ, 09:55
13 декабря 2018 Общество

Пассажирские перевозки в Пензе: взгляд со стороны обывателя

фото:Пенза-Взгляд

Что мешает и кто способствует развитию этой сферы в городе.

Критика в адрес частных компаний, осуществляющих сегодня пассажирские перевозки в Пензе, становится все громче. Усердствуют как отдельные средства массовой информации, так и некоторые общественные движения, пытающиеся заработать очки на любой городской проблеме. 
Обвинять транспортников в том, что они пытаются заработать деньги для предприятия, по крайней мере, абсурдно. Любая предпринимательская деятельность ставит своей целью извлечение прибыли, а сегодня условия работы таковы, что население отдает приоритет маршруткам, а не транспорту большой вместимости. Бизнес просто удовлетворяет потребности пензенцев. Между тем, сами руководители организаций прекрасно осознают преимущество больших автобусов и троллейбусов для города. Вместительные машины снижают нагрузку на транспортную систему города, делая ее более упорядоченной и цивилизованной. Не стоит забывать и об экологических преимуществах.

Но здесь, как и в любом вопросе, важна политическая воля руководства города, которое должно четко заявить о своей позиции в сфере транспорта. Конечно, можно пустить автобус по любому маршруту, даже по нерентабельному и приносящему убытки, но за это кто-то должен платить. Либо пассажир по увеличенному тарифу, либо город, как и происходило, скажем, в советские времена. При этом ни тем, ни другим такое положение дел, естественно, не нравится. 
Однако вряд ли даже кто-то из самых рьяных критиков может искренне заявить, что Пенза испытывает проблемы в сфере пассажирских перевозок. Развитая сеть маршрутов есть, парк автобусов малой и большой вместимости вполне достаточен. В Пензе даже сохранены экологичные и бесшумные троллейбусы, что само по себе достижение в современных реалиях. Конечно, как и в любом деле, есть шероховатости. Всегда можно найти, за что критиковать, и всегда надо хотеть большего - это здравая позиция и здесь мы понимаем тех, кто обсуждает проблемы конструктивно. 
Не стоит забывать при этом, что общественный транспорт — это не просто машины. За ними стоят судьбы водителей, кондукторов, механиков и членов их семей. Многие, возможно, не осознают, но эти люди - такие же пензенцы, наши соседи, и это их ежедневный тяжелый труд, который должен оплачиваться, причем достойно и вовремя. 
Так что горожанам не стоит чрезмерно сетовать на судьбу и искать проблемы там, где их нет. Соседние регионы вполне могут позавидовать Пензе и ее жителям в вопросе городского общественного транспорта. Система работает, она сравнительно недорога и стабильна. 
Можно ли ее улучшить? Несомненно. Витает популярная идея вернуть транспорт в руки муниципалитета. Сама мысль многим очень нравится. В ней люди чувствуют нечто надежное, всегда работающее на пять баллов. Опыт предыдущих и нынешних лет показывает, что это не совсем так. Реальность намного печальнее. И во времена Советского Союза, и в постперестроечное время доехать из одного конца города в другой было проблемой. Автобусы ходили нерегулярно, проезд на появившихся маршрутках стоил в четыре раза дороже автобусного. Маршрутная сеть не отвечала потребностям города и доехать куда-нибудь без пересадки было не так-то просто. Имелся один плюс для пассажира - можно было не платить за проезд, потому что контроля не было. Директоры муниципальных предприятий были депутатами городской думы, но это не спасло их от финансовых проблем. 
На наш взгляд, правильное положение дел с перевозками должно обстоять так: город - это регулятор, который смотрит на конкуренцию сверху вниз и по возможности предотвращает нарушения со стороны любой из компаний, а уж кто будет возить - частный предприниматель, МУП или ООО – неважно. Правила одинаковы для всех.

Сделать все государственным? Послушайте, раньше все аптеки были муниципальными, все магазины государственными, и кроме дефицита это ничего не вызывало. Форма собственности изменилась, система контроля осталась и, в конечном итоге, мы забыли о дефиците, выиграл потребитель. 
Механизмы для контроля сектора пассажирских перевозок есть, и с их помощью добиваются добросовестной работы предприятий отрасли. На уровне области, например, есть комиссия по регулированию тарифов, которая устанавливает предельные цены на разовые поездки в маршрутках, автобусах и троллейбусах. Поэтому можно смело сказать, что ситуация в данной сфере контролируется сегодня с двух сторон - маршруты и качество обслуживания Управлением транспорта и связи города Пенза, величина тарифа - Управлением по урегулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области. 
За 2018 год пензенские перевозчики оказали транспортные услуги 27 миллионам пассажиров. Эта информация прозвучала на одном из заседаний городской Думы. Нареканий к работе перевозчиков озвучено не было. 
Однако проблемы исходят порой не от перевозчиков, а с другой стороны, от некачественной и порой преступной работы чиновников и муниципальных служащих. 
Печально известным стал случай с задержанием заместителя министра промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области Алексея Антипова, который пользуясь служебным положением, получал от индивидуального предпринимателя денежное вознаграждение за предоставление служебной информации по конкурсу на право осуществления пассажирских перевозок. Человек, призванный контролировать правила игры, сам же их нарушает, причем злостно и корыстно. Такой же пример можно привести и с директором МБУ «АТХ», который, по версии следствия, превышал служебные полномочия.

Оба этих случая широко освещены в местных СМИ. А что если сбои в работе механизма надо искать не у транспортников, действующих в условиях, написанных для них чиновниками, а в качественном контроле со стороны самих чиновников, которые мыслят еще стереотипами 90-х, когда можно было «все»? Пенза, несмотря на свой провинциальный характер и дотационный бюджет, это прекрасное поле для развития бизнес-инициатив и прогрессивных идей, в том числе в транспортной сфере. Может быть пора перестать возводить барьеры на пути развития, а создавать к нему возможности? Мы уверены, что любой бизнес заинтересован в своих клиентах, а для перевозчика таким клиентом является пассажир. Чем лучше пассажиру в автобусе, чем чаще он им хочет пользоваться, тем больше прибыли. Это простой экономический закон, известный всем. Если этот закон перестает работать, то не всегда виноват тот, кого легче всего бить.